slider4-04

slider1-04

slider2-04

slider3-04

насос

История развития дистанционного образования начинается с 1998 года. Одним из флагманов этой новинки для Казахстана является Казахстанско-Российский университет (КРУ). Директор филиала Университета «Синергия» в Астане, кандидат физико-математических наук, профессор Абдыгали Джандигулов был в числе разработчиков нового вида обучения. «Многие вузы сначала негативно относились к этому делу, хотя у нас же потом просили учебные материалы. Но сейчас эту работу, которую проводил КРУ, в той или иной степени внедряют во всех вузах в Казахстане. На базе КРУ был проведен эксперимент с 2000 по 2005 годы по внедрению дистанционного обучения. В ходе эксперимента как раз апробировали и разрабатывали много регламентирующих документов. Эксперты в рамках рабочей группы при Министерстве образования и науки РК, в том числе и я, разрабатывали госстандарт по дистанционному обучению. Мы создали инструктивные письма, правила организации дистанционного обучения», - рассказывает Абдыгали Джандигулов в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ».

distancionnye kompjuternye kursy

 

Профессор считает, что дистанционное образование через Интернет - это веление времени, которое сравнимо с проникновением в нашу жизнь разных гаджетов и смартфонов. «Это будет в любом случае, хотим мы этого или нет. Все известные вузы сейчас применяют дистанционное обучение. (...) Мы сотрудничаем с вузами, которые действительно вложили большие средства, чтобы организовать качественное дистанционное обучение. Они привлекали и привлекают известных людей, чтобы разработать учебные материалы. Это современные и актуальные знания. Поэтому сегодня человека надо наоборот готовить к тому, чтобы он смог ориентироваться в информационной базе, которая есть в мире. Студент поступает на первый курс вуза, а уже к четвертому все то, что он проходил, кроме математики и азов фундаментальных наук, просто устаревает. Надо научиться находить эту информацию и использовать ее. Это как раз и дает дистанционное обучение», - уверен Абдыгали Реджепович. В свою очередь, гендиректор UX Group, бизнес-тренер в бизнес-школе «Ontustik» (Шымкент) Азиз Есжанов говорит, что эффективность любого обучения, вне зависимости дистанционное оно или очное, зависит от трех критериев: мотивации, необходимого материала для изучения и контроля. Лишь при условии, что эти три критерия будут соблюдены, слушатель получит максимальный результат от обучения. Азиз Есжанов «Безусловно, основным преимуществом дистанционного обучения является свободный и гибкий график, доступность к современной базе знаний и повышение творческого и интеллектуального потенциала у обучающегося за счет самоорганизации. Однако, существует ряд недостатков, таких как отсутствие постоянного контроля над обучающимися, что для нашего менталитета является мощным побудительным стимулом; недостаток практических занятий; и, к сожалению, не все наши граждане имеют техническую оснащенность, к примеру, элементарно доступ к Интернету», - отметил специалист. При этом оба эксперта согласны с тем, что практически любую специальность можно получить дистанционно. Это, в первую очередь, гуманитарные специальности, в том числе история, психология, юриспруденция, экономика, менеджмент.

 «Я бы даже поспорил с тем мнением, что медицинским специальностям нельзя обучаться дистанционно, - в свою очередь добавляет Абдыгали Джандигулов. - Сейчас операции делают дистанционно. Их делают роботы... Я вообще считаю, что любым специальностям можно и даже нужно обучаться дистанционно. Вот для примера - производство в ГРЭС. Там автоматизированная система управления, все оборудование компьютеризованное. Там нет необходимости в ручном управлении. Если ты знаешь программу, то все. То есть сейчас язык самой техники меняется. Разговаривать надо на другом языке. Будет программный язык, и это надо будет знать. Может быть, через 10-15 лет, но это все равно придет». Эксперты признают тот факт, что далеко не все работодатели готовы воспринимать специалиста, получившего образование дистанционно, в качестве равного тем, кто обучился по дневной форме. «Но есть и те, для которых наличие диплома - это лишь еще одна галочка в резюме. К такой категории работодателей отношусь и я. Долгое время, работая в сфере бизнеса, невольно лучше начинаешь разбираться в людях. При подборе персонала в свою компанию, в первую очередь, я акцентирую внимание на личные качества и навыки человека, на его дивергентное мышление и обучаемость. Лишь после этого вместе с коллегами мы оцениваем знания человека как уже специалиста в той или иной области. Именно такие сотрудники и дают высокие результаты», - отметил Азиз Есжанов. «Диплом дистанционного образования выдается такой же, как и при очном и заочном видах обучения. Там не указывается, что человек обучался дистанционно. К тому же многие работодатели - как раз сами выпускники дистанционного обучения. Поэтому они знают, какого выпускника они берут, и берут с удовольствием», - заявил профессор Джандигулов.

По словам экспертов, дистанционное обучение в Казахстане ждет огромное будущее. Сегодня дистанционное образование уже получает всемирное признание и относительно недавно приобрело технологическую базу, позволившую конкурировать с очной формой обучения. «В наши дни не только становится популярным учиться дистанционно, но также возрастает спрос среди населения и на дистанционную работу. Одним из таких лидеров-работодателей, кто первым предложил такую возможность для своих сотрудников, я бы хотел отметить банк Тинькофф, где любой гражданин России может зарегистрироваться на их сайте и начать работать в качестве оператора в любое удобное для него время, и получать деньги прямо на карточку. И это, действительно, круто! Ведь человек становится более свободным, появляется больше времени на себя, семью, друзей», - пояснил Азиз Есжанов. Как подчеркнул Абдыгали Джандигулов, законодательная база для развития этого вида образования в Казахстане существует и не требует больших поправок. «Конечно, и нормативные документы, которые регулируют эту сферу, должны меняться, потому что возможности расширяются. Сейчас можно было бы подкорректировать один пункт о том, что дистанционное обучение может проводить педагог, который прошел повышение квалификации в конкретном месте. Я думаю, это лишнее. Необязательно, чтобы он это делал в Казахстане. Он может получить повышение квалификации и за рубежом. А у нас сейчас установлены базовые вузы, где должны проходить обучение», - добавил профессор. По данным Министерства образования и науки Казахстана в настоящее время обучение по дистанционным образовательным технологиям ведется в 42 вузах. Напомним, в своем Послании народу страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости изменения роли системы образования. Основная задача в связи с этим - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. «Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами», - заявил Лидер нации. Нурсултан Назарбаев поручал Правительству представить соответствующие предложения.