Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Средства для детей с речевыми нарушениями

Средства для детей с речевыми нарушениями 12 Март 2014 06:11 #4895

  • Orleupvl
  • Orleupvl аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 30
  • Спасибо получено: 21
  • Репутация: 4
Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Специальные устройства и системы позволяют компенсировать подобные ограничения. Организации образования области получили ряд оборудования для обучения детей с данными нарушениями развития. Новые возможности с использованием новых информационных технологий позволят обеспечить новый уровень доступности образования при сохранении его качества и сокращения удельных затрат на одного обучаемого.
Уважаемые коллеги! Приглашаем к обсуждению... Какими мыслями Вы бы хотели поделиться? Основное предназначение этого темы - общение, обмен опытом, распространение опыта для других областей.
Nur
Последнее редактирование: 12 Март 2014 09:13 от Orleupvl.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Средства для детей с речевыми нарушениями 17 Март 2014 11:23 #4979

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики

Инструктивно-методическое письмо по обеспечению
программно-техническими средствами рабочих мест
детей-инвалидов, обучающихся на дому

1. Данное инструктивно-методическое письмо подготовлено в рамках реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в целях обеспечения программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому.
2. Обучение детей–инвалидов на дому с использованием специально оборудованных рабочих мест включено в комплекс системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся .
3. Использование в надомном обучении специализированного компьютерного оборудования, электронных образовательных ресурсов направлено на улучшение восприятия детьми-инвалидами учебного материала путем расширения дидактических возможностей за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности. Оснащение рабочего места ребенка-инвалида, обучающегося на дому, не означает автоматического включения этого ребенка в образовательный процесс с использованием дистанционных технологий
4. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов, обучающихся на дому, должен строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством вспомогательных и общих образовательных технологий с использованием как сложных технических, так и простых вспомогательных средств.
5. Необходимым компонентом реализации общеобразовательных и специальных учебных программ обучения детей-инвалидов на дому является оснащение ученических рабочих мест комплектами программно-технических средств, основой которых являются программно-аппаратные платформы.
Все программно-технические комплекты для оборудования рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, должны соответствовать общим требованиям в части:
аппаратной платформы;
общесистемного, базового и прикладного специального программного обеспечения;
специальных функций, обеспечивающих возможность их эффективного использования детьми с ограниченными возможностями.
6. Оснащение / дополнительное оснащение (дооснащение) рабочих мест детей–инвалидов, обучающихся на дому, производится на основе и в течение реализации специальных долгосрочных Программ приобретения и эксплуатации комплектов оборудования (далее - Программ). Программы регламентируют распределение выделенных финансовых средств по показаниям и категориям детей-инвалидов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка, обучающегося на дому. Главным условием установки комплекта оборудования у ребенка-инвалида на дому следует считать отсутствие медицинских противопоказаний к работе с компьютером (например, миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептоформные приступы и др.).
Заключение о возможности работы ребенка с компьютерным оборудованием дает окулист и/или невролог и/или хирург. При наличии тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата необходима совместная консультация невропатолога, инструктора ЛФК и офтальмолога.
При организации рабочего места пользователя – ребенка-инвалида - необходимо руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к эксплуатации персональных компьютеров, видеотерминалов и условиям работы с ними»,
Программы составляются с учетом того, что некоторые виды специальных вспомогательных (компенсаторных) и развивающих устройств имеют ярко выраженную возрастную направленность с конкретным назначением для использования на том или ином уровне образования. «Послужив» одному ребенку-инвалиду в течение 2-3х лет, комплект (устройство) передается другому пользователю в соответствии с Программой.
7. Программы составляются областными, городов Астаны и Алматы управлениями образования по данным областных, городов Астаны и Алматы психолого-медико-педагогических консультаций (далее - ПМПК) о детях-инвалидах, обучающихся на дому. Программы составляются с учетом:
структуры контингента детей-инвалидов, обучающихся на дому и проживающих в данном регионе;
«Требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» (совместный приказ Министерств образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты : № 367 от 19 .07.2007 г ; № 187 от 01.08. 2007г; №477 от 08.08.2007);
Перечня Рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому;
средней стоимости одного комплекта, утвержденной законодательным порядком (по категориям детей-инвалидов, обучающихся на дому).
На основании ст. 7 Закона РК «О государственных закупках», п.п. 15,16 Правил осуществления государственных закупок, в обеспечение надлежащего единого контроля, государственные закупки по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, приобретение оборудования необходимо проводить в каждой области централизованно, способами конкурса или через товарные биржи, обеспечивающие соответствие технических, качественных и функциональных характеристик программно-технических средств потенциальных поставщиков требованиям настоящего инструктивно-методического письма.

8. Взаимодействие структур, ответственных за реализацию обучения детей-инвалидов на дому, осуществляется согласно Программе.
Областные, городов Астаны и Алматы ПМПК:
1) уточняют контингент детей-инвалидов для организации обучения на дому;
2) рекомендуют учащимся тот или иной вид оборудования, учитывая индивидуальные возможности и специальные образовательные потребности ребенка-инвалида, обучающегося на дому; готовят письменные рекомендации организатору государственных закупок
При индивидуальном подборе развивающего и компенсаторного оборудования специалисты ПМПК ориентируются на :
а) «Требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» (совместный приказ Министерств образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты : № 367 от 19 .07.2007 г ; № 187 от 01.08. 2007г; №477 от 08.08.2007);
б) Перечень Рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому (Приложение к данному Письму);
3) своевременно информируют органы (отделы) образования по всем указанным выше позициям;
В список данных о детях-инвалидах, получающих технику, следует внести информацию о возможности передачи семье ребенка-инвалида дорогостоящего оборудования с учетом характера социально-психологического климата семьи. Эту информацию готовит группа специалистов в составе: социального педагога ПМПК, социального педагога или психолога организации образования и учителя надомного обучения. На основании обследования условий проживания ребенка, степени готовности родителей выполнять условия договора, группа специалистов составляет коллективное мнение о возможности передачи оборудования в каждом конкретном случае. Вся информация фиксируется в социальном паспорте семьи. В случае неблагоприятного социально-психологического климата в семье и неготовности родителей нести ответственность за сохранность и целевое (для обучения и социальной интеграции ребенка) использование техники руководитель организации образования размещает оборудование в помещении школы, организуя доступ ребенка-инвалида к информационным образовательным ресурсам.

Областные, городов Астаны и Алматы управления (районные отделы) образования:
1) составляют и реализуют бюджетные целевые программы, предусматривающие дотации на:
а) установку, ремонт или закупку дополнительных вспомогательных средств или комплектующих для ранее поставленной компьютерной и проекционной техники для обучения на дому. При этом бюджетные целевые программы составляются из расчета средней стоимости полного комплекта оборудования и средней стоимости услуг по сервисной поддержке вспомогательного оборудования;
б) обучение использованию и сервисную поддержку вспомогательных (компенсаторных) средств;
2) по необходимости перераспределяют выделенные либо образовавшиеся при экономии финансовые средства, не превышая рамок финансирования соответствующей области, города областного значения, района, города.
Основанием для перераспределения финансовых средств является:
а) изменение общего контингента детей-инвалидов, обучающихся на дому, и/или изменение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому, внутри одной определенной категории;
б) недостаточность предусмотренных финансовых средств для обеспечения определенной категории детей-инвалидов, обучающихся на дому, программно-техническими средствами согласно прилагаемым перечню и техническим требованиям.
в) необходимость в закупе дополнительных вспомогательных средств и/или комплектующих для дооснащения ранее поставленной компьютерной и проекционной техники для обучения на дому.
3) Управления образования обеспечивают взаимодействие подотчетных им ПМПК, ИПК и центров (отделов) информатизации образования с районными (городскими) отделами образования и контроль над исполнением соответствующих функций в рамках реализации данного Письма всеми участниками:
центры (отделы) информатизации образования в плановом порядке в рамках своих должностных обязанностей, с учетом имеющихся производственных и кадровых ресурсов и бюджетного финансирования, оказывают возможную (или необходимую) консультационную, техническую и информационную поддержку по вопросам использования техники пользователями в процессе обучения;
фирма-поставщик в процессе установки комплекта оборудования на дому у ребенка-инвалида осуществляет первичный инструктаж специалистов центра информатизации, педагогов надомного обучения и родителей по пользованию оборудованием. Дальнейшую работу по освоению вспомогательных технических средств ребенком и его родителями проводит учитель в ходе реализации учебного процесса на дому.
Областные институты повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования при поддержке ННПЦКП организуют курсовую подготовку кадров, участвуют в разработке методического сопровождения к специальному оборудованию, обобщают передовой опыт педагогов надомного обучения по использованию специального оборудования, пропагандируют в средствах массовой информации идею использования информационных (цифровых) образовательных ресурсов и специального оборудования в учебном процессе как один из путей социализации ребенка-инвалида, обучающихся на дому.
Руководители организаций образования, в контингент которых входят дети-инвалиды, обучающиеся на дому:
1) составляют заявки на приобретение необходимого или дополнительного оборудования (ежегодно - с учетом потребностей);
2) организуют за государственный счет (в рамках программ, составленных отделами образования) подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и обеспечивают оплату услуг доступа к сети Интернет на протяжении всего периода обучения в порядке, определяемом Администрацией региона, в котором проживает ребенок-инвалид;
3) принимают на баланс все оборудование, приобретенное в рамках Государственной целевой программы «Оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому». Поставленная техника является собственностью образовательной организации и должна ремонтироваться за счет этой организации либо за счет средств местного бюджета;
4) размещают государственный заказ и заключают контракт на приобретение комплектов оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому, в соответствии с настоящей инструкцией;
5) разрабатывают в соответствии с ГОСО и другими нормативными документами программы специального индивидуального обучения на дому детей-инвалидов с учетом имеющегося оборудования, реализуют эти программы;
6) проводят внеурочные он-лайн конференции и встречи по интересам для детей –инвалидов и их здоровых сверстников;
7) мотивируют учителей надомного обучения к активной работе по освоению и использованию развивающего и компенсаторного оборудования, организуют подачу заявок в Отделы образования на прохождение специальных курсов повышения квалификации на базе областных ИПК и участие в семинарах по вопросам методики и интеграции оборудования в индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида, обучающегося на дому.
8) разрабатывают (при поддержке юридических служб управлений образования) Форму договора о передаче комплекта оборудования. Комплект оборудования может передаваться участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (договор заключается с родителями / иными законными представителям ребенка-инвалида, обучающегося на дому.) В текст договора в раздел «Обязанности родителей» вносится пункт об ответственности родителей за целевое использование техники. Компьютер используется ребенком-инвалидом только под контролем взрослого и только для учебных нужд. Оговаривается продолжительность работы ребенка за компьютером во внеурочное время. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Родители ( законные представители ) ребенка подтверждают свою готовность выполнять законные и обоснованные требования педагогов по оказанию помощи ребенку при выполнении им домашних заданий с использованием компьютера, что должно быть отражено в тексте договора.
Комплект оборудования может предоставляться до завершения обучения по общеобразовательной и специальной учебной программе начального, основного среднего или общего среднего образования или на другой (не менее одного учебного года) срок.

Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
1) Оказывает содействие центрам информатизации и областным Институтам повышения квалификации в организации и проведении семинаров-тренингов для специалистов ПМПК, педагогов надомного обучения, родителей детей-инвалидов по использованию специального развивающего и компенсаторного оборудовании.
2). Оказывает помощь в разработке общей технической спецификации на оборудование, рекомендуемое для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому.
3) Проводит тестирование и апробацию оборудования; по результатам тестирования и апробации каждого наименования оборудования разрабатывает Заключение о соответствии/несоответствии представленных видов оборудования Инструктивно-методическому письму, дидактическом потенциале и коррекционной эффективности представленного вида оборудования в обучении на дому детей с ограниченными возможностями.
4). Обобщает и анализирует информацию, представленную областными ПМПК, Отделами и Управлениями образования по ситуации обеспеченности детей-инвалидов, обучающихся на дому, компенсаторным и развивающим оборудованием и эффективности использования этого оборудования в коррекционно-образовательном процессе. Представляет аналитические материалы в Министерство образования и науки Республики Казахстан
5) Оказывает поддержку областным институтам повышения квалификации по вопросам организации и методики надомного обучения, включая варианты интеграции каждого вида развивающего оборудования в индивидуальные образовательные маршруты детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Приложение 1. Перечень рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому
1.6 Для детей-инвалидов с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающихся на дому
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:
Комплект портативных речевых коммуникационных устройств (необходимость определяется в индивидуальном порядке) 1 комплект
Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру, комплект трехмерных дидактических объектов, а также образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн (необходимость определяется в индивидуальном порядке) 1 комплект
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь) 1 комплект
Монитор 1 штука
Сетевой фильтр с контуром заземления 1 штука
Гарнитура (наушник с микрофоном) 1 штука
Звуковые колонки 1 комплект
Модем 1 штука
Web- камера 1 штука
Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:
Комплект портативных речевых коммуникационных устройств (необходимость определяется в индивидуальном порядке) 1 комплект
Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой, комплект трехмерных дидактических объектов, а так же образовательные материалы и упражнения для дистанционного обучения инвалидов, специально разработанный обновляемый учебный ресурс для занятий в режиме онлайн (необходимость определяется в индивидуальном порядке) 1 комплект
Компьютер (системный блок, клавиатура, мышь) 1 комплект
Монитор 1 штука
Сетевой фильтр с контуром заземления 1 штука
Гарнитура (наушник с микрофоном) 1 штука
Звуковые колонки 1 комплект
Модем 1 штука
Web- камера 1 штука
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Mukawova Almara

Средства для детей с речевыми нарушениями 17 Март 2014 11:34 #4980

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Методические рекомендации
по применению компактного речевого тренажера «ГОУТОК».

Речевой тренажер GoTalk™ представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном. Производителем (компания «Эттейнмент», США) поставляется серия речевых тренажеров от карманного до настольного форматов. Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится и далее упоминается как «ГоуТок».
Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно.
Основные функции речевого тренажера состоят в представлении вниманию обучаемого таблиц изображений предметов или действий и их речевых наименований – одновременно 4, 9 и 20 аудиовизуальных ячеек, в зависимости от модели. При нажатии на ячейку тренажера встроенный диктофон воспроизводит заранее записанное наименование картинки, изображенной в данной ячейке данной карточки. Предусмотрено использование нескольких сменяемых карточек, идентификационный номер и, соответственно, звуковое сопровождение которых переключается кнопкой «уровень».
К тренажеру прилагается программное обеспечение «GoTalk Overlay Software™», предназначенное для формирования на персональном компьютере сменных карточек в заранее заложенном формате таблиц и их вывода на печать. В пополняемой базе данных содержится свыше тысячи изображений предметов, действий, определений, знаков, применяемых для расширения лексического словаря обучаемого. Программное обеспечение предусматривает редактирование содержимого ячеек таблиц карточек при подготовке к занятиям.
С помощью встроенного диктофона тренажера можно записать и воспроизвести произносимый педагогом или обучаемым текст: звук, слог, слово, словосочетание, предложение. Освоенное звуковое сопровождение ячейки или всей карточки можно удалить или дополнить новыми звуками, словами. Например, когда ребенок научился произносить наименование предмета «кружка», данную ячейку можно сопроводить записью на диктофон фразы: «Это моя кружка», затем добавить определение: «Это моя синяя кружка».
Тренажер может использоваться для обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с нарушением интеллекта, с речевыми нарушениями развития (афазия, алалия, дислалия, дизартрия,), а также для реабилитации взрослых после перенесенного заболевания (травмы, инсульта).
Большое значение для растормаживания и стимулирования речи больного имеет озвучивание изображения, обеспечиваемое простым нажатием на ячейку с изображением.
Педагог или родители обучаемого могут записать на диктофон слова, которые употребляются в бытовой ситуации («Привет», «Пока», «Сядь», «Подойди» и т.д.), а также предметные и глагольные значения слов. Нажимая на соответствующую картинку, обучаемый может воссоздать в памяти значения и произношения этих слов, а также образ предмета или действия. Пациент может произносить слово, исходя из своих речевых возможностей, или просто указывать на нужную картинку в ответ на вопрос «Покажи, где … ?».
При речевых нарушениях, обусловленных органическими, частичными, локальными поражениями головного мозга, стандартизация методических приемов недостижима. В зависимости от характера нарушения отбор языкового и дидактического материала, определение последовательности его изучения будут вариативными.
Использование речевого тренажера позволяет построить обучение индивидуально, с учетом специфики речевого недоразвития.
Например, при алалии афазии, в период, когда обучаемый начинает воспринимать и дифференцировать речевые звуки от неречевых, важно связать слово с предметом, картинкой, действием, конкретной ситуацией, которые становятся обозначением этого звука. На начальном этапе работы для выработки условной связи звучания и предмета подбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы. Нажимая на картинку с изображением паровоза, пациент может произносить – «у-у», коровы – «му», жука – «ж-ж». Педагог может варьировать способы преподнесения задания от предварительной записи звуков на диктофон до самостоятельного произнесения звука пациентом. (прилагаются некоторые образцы картинок)
При афазии основная задача коррекционного воздействия– восстановление утраченных речевых навыков. Это значит, что у пациента с этим нарушением уже была сформирована устная, и часто, письменная речь.
Как было отмечено выше, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Если больному легче произнести целое слово, потом выделить в нем первый звук и произнести его отдельно, то есть постепенно освоить артикуляцию первого звука, то рядом с картинкой с изображением предмета располагают картинку с изображением первой буквы (звука), которая присутствует в назывании предмета. Например, «БА-ТОН», «БА-РАН», «БА-РАБАН», «БА-БОЧКА». В ячейке рядом с изображением размещается текст: слог «БА» или буква «Б». Данная методика применяется также для выявления случаев, когда больной не может произнести звук по подражанию, а предъявление соответствующей буквы помогает найти нужную артикуляцию.
Если у больного легче вызвать произношение отдельных звуков, то сначала производится их накопление, затем соединение в слоги, а затем в слова.
С помощью программного обеспечения педагог заносит слоги в ячейки карточки, проговаривает их в диктофон тренажера. Педагог дает возможность больному самому их произнести или указать на соответствующий слог при прослушивании с диктофона.
Сначала осваиваются простые слоги (согласный – гласный, например «П» + «А» = «ПА»), затем сложнее («А» + «П» = «АП»), затем слоги из трех звуков ( например, «ДОС», «МОК»), и, наконец, слоги с сочетаниями согласных звуков (например, «СТА», «КЛУ»).
Методика позволяет выявить, каким образом обретается или восстанавливается способность произносить те или иные звуки: буквенное обозначение произносимого звука; произнесение звука через записывающее устройство и многократное повторение его (изображение предмета, действия, в названии которого присутствует вызываемый звук); изображение слога, слова и воспроизведение их.
Слова при отработке произношения звука могут быть простыми, короткими, затем их структура постепенно усложняется. При этом одновременно используются визуальный и вербальный способы восстановления речи, иллюстрирующее и текстовое изображение. Педагог может подбирать слова, в которых изучаемый звук стоит в начале, середине и в конце слова.
Для пациентов, которые произносят отдельные звуки и слоги, продолжается работа по восстановлению способности произношения слов. Начинается этот процесс с показа картинок, заложенных в карточках речевого тренажера. Сначала число картинок ограничено тремя – четырьмя, затем оно увеличивается.
При коррекционном воздействии важно, чтобы обучаемый не только видел предмет, слышал слово, обозначающее этот предмет, но и имел возможность исследовать изучаемый предмет, осуществляя с ним какое-либо действие. Можно предложить приемы, направленные на сочетание всех необходимых компонентов обучения. Например, в ячейках тренажера изображены книга, ножницы, телефон, карандаш. Эти же натуральные предметы располагаются перед пациентом. Педагог заранее через записывающее устройство озвучивает названия предметов. Сначала педагог нажимает на соответствующие картинки и предлагает пациенту услышать их наименования. Тренажер находится вне поля зрения пациента, и он только на слух, без зрительной подсказки указывает на такой же предмет, находящийся перед ним. Если пациенту требуется слуховая и зрительная подсказка, педагог нажимает на картинку при нем. Другой прием: указать пациенту на сам предмет и попросить найти такую же картинку и озвучить ее с подсказкой диктофона или без. Способов может быть много. Важно, чтобы были использованы возможности слухового, зрительного анализаторов, а также умение соотносить объемные предметы с их двумерными изображениями.
Возможности программного обеспечения речевого тренажера позволяют вписать любой текст в отображаемом окне и добавлять любую картинку с компьютера.
Так как больные с моторной афазией часто говорят много, торопливо, сбивчиво, нужно как можно чаще просить их записывать слова, предложения на записывающее устройство. Процесс записи речи на диктофон тренажера стимулирует обучаемого на четкое и неторопливое произнесение звуков, а дальнейшее прослушивание дает возможность не повторять ошибок.
Попутно пополняется (или восстанавливается) активный словарный запас пациента. Например, можно дать больному задание: произнести сначала слово, затем словосочетание, затем предложение на диктофон тренажера. В качестве подсказки предоставляется картинка с предметным изображением или изображением действия. Диктофон речевого тренажера позволяет стирать, дополнять, изменять произносимые звуки и слова.
При амнестической афазии (пациент забывает названия предметов, действий, качеств и пр., но при этом знает, что он хочет сказать, знает назначение, функцию предмета, о котором идет речь, но не помнит его названия), применяется методика, основанная на показе предметных картинок и вопросов к ним. Например, обучаемого просят показать то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят; где изображено то, что сделано из дерева; где изображено то, что круглое; то, что длинное.
При восстановлении предметного словаря при амнестической афазии, когда пациент должен вспомнить название самого предмета, не следует предлагать картинки с изображением действий с этими предметами. В данном случае мы вырабатываем у пациента не ассоциативную память, поскольку она и так проявляется в его речи: «Мне надо позвонить по … как это называется?..». Поэтому, если надо, чтобы пациент вспомнил слово «телефон», следует показать ему картинку с изображением телефона, а не картинку с изображением человека, говорящего по телефону. Также предъявляют больному картинку, на которой нарисована ложка, а не картинку с изображением человека, который ест ложкой.
Если у пациента нарушено понимание функционального признака предмета, можно использовать следующую методику. Педагог подбирает предметные картинки, озвучивает их на диктофон. Например, в верхнем отсеке изображение ложки. В нижних четырех изображения ножниц, ручки, тарелки, вазы. Пациенту задают вопрос (показывая на изображение): «Это что? Для чего нужна ложка?». Если пациент не в состоянии самостоятельно ответить на вопрос («Ложка нужна чтобы есть суп»), то можно показать на каждый предмет по порядку, спрашивая: «Это для чего?». Или поставить вопрос иначе: «Этим можно есть суп?». Затем педагог предлагает пациенту ответить на другие вопросы: чем режут, чем пишут? Или более сложные вопросы: для чего нужны ножницы, для чего нужна ручка?
Если обучаемый не утратил навыка чтения, вопрос можно задать письменно (текст вписывается в соответствующую ячейку). Например, демонстрируются изображение ножниц или буквенное их обозначение и слова: «стричь», «резать», «кушать», «шить». Пациент должен нажать на нужные кнопки, в данном случае и «стричь», и «резать». Текст можно предварительно озвучить через записывающее устройство.
Накопление словаря представляются в следующей форме: «Зачем нужны часы (нож, термометр, туфли, шапка, тетрадь, ручка)?».
С помощью программного обеспечения, прилагаемого к речевому тренажеру, картинки систематизируются по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Если пациент затрудняется в определении обобщающего слова (тарелка, ложка, кастрюля, чашка – это посуда), то в ячейках располагаются изображения предметов по одной теме. Затем, с помощью педагога, после перечисления или указывания предметов, обучаемый называет обобщающее слово: «это мебель», «это одежда» и т.д.
После отработки этого навыка можно вставить по одной картинке из каждой темы. Например, платье, кастрюля, велосипед, кровать. Изображение озвучивается с помощью диктофона. Затем педагог спрашивает: «Где предмет одежды? Мебели?» и т.д.
С помощью речевого тренажера можно проводить упражнения по закреплению звуков (букв) в речи. Например, педагог может написать текст с пропущенной буквой в начале, середине, конце слова, а через записывающее устройство произнести слово целиком. Это будет выглядеть следующим образом: в ячейке записано слово «…аранка», при нажатии на текст слово озвучивается полностью: «баранка». Обучающий должен вставить недостающую букву. Затем можно написать предложение, в котором в одном или двух словах будет недоставать по одной букве: «На цепи сидит ..ольшая со..ака». Сама фраза будет озвучена без пропусков звуков.
Для развития (восстановления) диалогической речи с помощью речевого тренажера можно «разложить» речь на собеседников. В этом случае в качестве второго собеседника можно использовать диктофон. Пациенту следует только правильно нажимать на соответствующие картинки или текст. Для этого в ячейки речевого тренажере помещают текст со словами «Да», «Нет», «Привет», «Пока», « Дай», «Хочу», «Буду». Больной нажимает на текст, отвечая на вопрос педагога. Таким образом, происходит диалог. Например: «Тебя зовут Саша?» - «Да». «Ты будешь пить чай?» - «Буду».
Затем задания усложняются. С помощью картинок, на которых изображены предметы, действия, качественные прилагательные, можно расширять темы диалога. Например, педагог спрашивает « Я люблю синий цвет. Какую рубашку вы мне подарите?». На панели в ячейках изображение рубашек красного, желтого, синего, зеленого цвета. Пациент говорит: «Синюю», или просто нажимает на нужную картинку. Все обозначения предметов и их качеств заранее записаны на встроенный диктофон речевого тренажера.
Обучение глагольному словарю (или его восстановление) происходит с помощью картинок, обозначающих действия с предметами. Благодаря возможностям речевого тренажера, методика и приемы работы могут быть разнообразными и, самое главное, существует возможность подходить к каждому обучаемому индивидуально. Например, если пациент не владеет письменной речью, то в ячейки вставляются картинки без сопровождающих слов, с изображением: девочка спит, мальчик читает, мужчина ест и т.п. Педагог просит пациента показать картинку с действием, где мальчик читает. Пациент выбирает картинку, но заранее записанная на диктофоне фраза звучит: «Девочка спит». Пациент должен определить ошибся он или нет и нажимать на ячейки до тех пор, пока не найдет нужную фразу «мальчик читает». С помощью педагога произнесенные первоначально фразы стираются и через записывающее устройство пациентом (или педагогом) озвучиваются правильные действия к каждой картинке. Если обучаемый владеет письмом, каждую картинку можно сопроводить текстом.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Orleupvl

Средства для детей с речевыми нарушениями 17 Март 2014 11:36 #4981

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Использование устройства при нарушении неречевых функций.
В коррекционно-развивающем обучении и преодолении речевого недоразвития предусматривается не только развитие речи, но и формирование (восстановление) неречевой деятельности, так как речь совершенствуется в комплексе с сенсорными и общедвигательными возможностями.
Пациента следует учить умению различать, называть и систематизировать предметы по форме, величине, цвету, выделять и называть положения предмета по отношению к окружающим. Формируют временные и пространственные представления.
Для обучения распознаванию времени суток по стрелочным часам, прилагаемый к речевому тренажеру программный пакет включает изображения часов с различным расположением часовых и минутных стрелок. Для обучения представлению о времени желательно также демонстрировать настоящие стрелочные часы, на которых достаточно легко переводятся стрелки. Предлагается картинка с изображением на часах, допустим, ровно десять часов с озвучиванием на диктофоне «Десять часов».
Пациенту предлагается поставить стрелки так, как изображено на картинке. Несколько раз педагогом озвучивается время на нарисованных часах. Затем педагог предлагает такие же действия с другой картинкой («9 ч. 30 мин. – «половина десятого»). Обучаемый запоминает эти два показания времени. Затем, в зависимости от того, какой анализатор у него более нарушен – слуховой или зрительный – педагог предлагает пациенту либо перевести стрелки на часах в ответ на вопрос «покажи, где на часах десять часов» (педагог закрывает картинку), либо посмотреть на картинку (педагог не озвучивает вопрос) и поставить такое же время на часах.
Для учеников (пациентов), не владеющих способностью к счету, в программном пакете речевого тренажера имеются карточки с изображением цифр, а также простых математических знаков «больше», «меньше», «равно» и др. Также имеются картинки с демонстрацией количества предметов.
Количественные числительные просты для восприятия, поэтому первые шаги делаются, например, у больных с афазией, при растормаживании речи – освоение порядкового счета (один, два, три…).
Далее навыки отрабатываются, когда пациент выполняет задание сосчитать различные предметы, выполнить простые арифметические операции. С помощью диктофона и подготовленных тематических карточек педагог может составить и озвучить арифметические задачи и обучить сравнительным количественным характеристикам предметов. Например: « На этой картинке мало карандашей, а на этой - …», «А теперь посчитай, сколько на этой картинке карандашей, а сколько на другой». Или «На какой картинке карандашей больше? На сколько?» и т.д. При некотором прогрессе можно неправильно озвучить в диктофон ответ и попросить пациента исправить ошибку, или посмотреть, догадается ли он сам, что число названо неправильно.
Можно задать пациенту вопросы: «Сколько тебе лет? Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году?» и предложить варианты ответа (цифры расположены в ячейках и заранее озвучены на диктофоне).
При недоразвитии (утрате) элементарных математических представлений, в базе данных программного обеспечения речевого тренажера имеются карточки по темам: длина, высота, ширина, объем, большое количество, один предмет и др. Параллельно с отработкой предматематических навыков, может происходить обучение словам-антонимам (длинный-короткий, широкий-узкий).
Для пациентов, у которых нарушен конструктивный праксис, можно предложить сочетание речевого (слухового), зрительного (плоскостного и объемного) обозначения предметов и их расположение. Например, на панели тренажера расположены картинки с изображениями: куб установлен на бруске; призма на кубе; брусок на кубе; призма на кубе, который находится на бруске. Положение предметов озвучено через диктофон («призма находится на кубе»). Такие же фигуры из набора конструктора лежат перед пациентом. Обучаемый по слуховой и зрительной инструкции располагает предметы из набора конструктора соответственно. В программном пакете имеются картинки, где кубы расположены в разных пространственных соотношениях (рядом, до, после, перед, на, под). (Картинки прилагаются).
Следует отметить, что данное упражнение, как и многие предыдущие, можно выполнять самостоятельно, без помощи педагога, т.к. обучение заложено в самих инструкциях. Педагогу следует лишь заранее записать на диктофон нужную информацию.
Еще одно упражнение. На панели речевого тренажера в ячейках написаны предлоги «в», «на», «под», «за». Слова заранее озвучены с помощью диктофона речевого тренажера. Педагог раскладывает перед пациентом предметы: ручка, книга, тетрадь, портфель. Затем дает инструкции: положи ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, тетрадь на книгу, ручку в портфель, и т.д. Ребенок (пациент) должен нажать на текст с буквенным обозначением того предлога, который был в инструкции. Вербализация слова на диктофоне будет ему подсказкой.

Эффективным при развитии речи оказывается использование приемов ритмики, когда слово, картинка и движение формируют двигательную и речедвигательную активность, память.
Например, такое задание. В ячейках речевого тренажера можно разместить знаки в порядке очередности (крестик и галочка). При нажатии на крестик, пациент должен, допустим, поднять вверх руку, на галочку – опустить вниз. Исходя из возможностей обучаемого, педагог или заранее озвучивает на диктофоне речевого тренажера действие по каждой картинке, или предлагает озвучить действие непосредственно пациенту. Это касается больных, которые владеют символикой действий и способны воспринять и запомнить правила игры (задания можно усложнять, например, нажимая на кружочек, отвести руку в сторону). Если обучаемый не в состоянии понять символы или запомнить их, педагогом могут быть предложены картинки с изображением действий – у человека рука поднята, опущена вниз, отведена в сторону.
Большое значение для формирования речевых навыков имеет выработка обобщенных понятий. Для развития всей познавательной деятельности можно предложить упражнения, с помощью которых у пациента формируются (восстанавливаются) такие психические процессы, как синтез, анализ, обобщение.
В данном случае хорошо подходит разновидность методики «Четвертый лишний». Обучаемому предъявляются четыре предметные картинки, три из которых объединены по обобщающему признаку (например, чашка, вилка, стакан и брюки).
Для выработки обобщенных понятий требуется многократное повторение и разнообразие в подборе и комплектовании картинок. Педагог может заранее составить такие наборы карточек (темы: посуда, мебель, одежда, животные, фрукты, овощи и т.д.). В качестве подсказки при нажатии на картинки можно будет записать на диктофон слова: «правильно», «неправильно» или «да», «нет». Наборы картинок можно менять, как и порядок правильных и неправильных ответов.
Восстановление фонематического слуха при некоторых видах афазии (акустико-гностической сенсорной афазии) или преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи будет более эффективным с использованием речевого тренажера. Возможности тренажера позволяют использовать все, что требуется для отработки звуков: подбор картинок, текстовое изображение, возможность написания слов, вербализация образа слова, а также действия, которые сопровождают обучение: восприятие звучания отдельных слов, проговаривание слова, слуховой контроль.
Работа по восстановлению фонематического слуха содержит несколько этапов: дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом – лопата); дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию (рыба - ноги); дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак - мак); дифференциация фонем, близких по звучанию (дом - том). В заключение происходит закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серии слов на заданную букву из текстов.
Пример занятия: Тема: «Дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова». Педагог подбирает картинки к словам «забор – трактор», «арбуз – топор». На каждой картинке внизу написано обозначающее слово. Название предметов озвучено на диктофоне речевого тренажера. Пациенту предлагается такой же набор картинок, только без подписи. На полосках бумаги обучаемый должен написать самостоятельно или с опорой на написанные на предыдущей картинке слова. Затем с помощью подсказки речевого тренажера или самостоятельно приложить каждую полоску со словом к соответствующему изображению предмета.
Большую помощь оказывает речевой тренажер при работе над формированием (восстановлением) слухоречевой памяти при афазии, алалии, так как работа должна вестись с опорой на зрительное восприятие. На панели тренажера перед пациентом выкладываются картинки, озвученные на диктофон и связанные замыслом высказывания (например, заяц, ружье, лес, тарелка, стол, огурец). Педагог обращает внимание пациента на смысловую взаимосвязанность.
Затем речевой тренажер с картинками убирают из поля зрения пациента и предлагают стопку картинок, в которой находятся парные картинки тех, которые были представлены и озвучены на речевом тренажере. Пациент должен выбрать из стопки нужные картинки. Если он затрудняется, педагог, не показывая картинку, может предоставить вербальную подсказку – произнести самому слово или нажать на соответствующую картинку с записью на диктофоне нужного слова.
По мере обучения задания усложняются. Затем даются слова, не входящие в одно семантическое поле. Впоследствии предлагается повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не прибегая к помощи картинок, а ориентируясь только на вербальное обозначение.
При обучении (восстановлении) фразовой речи, необходимым условием является отработка грамматических конструкций. Вся работа проводится с опорой на иллюстрирующее, текстовое изображение и вербальное обозначение предмета, действия и т.д.
Например, занятие «Категория рода». В ячейках речевого тренажера расположены картинки с изображением предметов разных родов: мужского, женского, среднего. Названия предметов имеют также вербальное сопровождение (озвучены на диктофон). При нажатии на картинку пациент должен правильно подобрать местоимение к слову (он, она, оно). В итоге, он должен наговорить на диктофон новый текст с употреблением соответствующего местоимения и слова. Первоначальный вариант: на диктофоне записано «шапка» (озвучивает педагог). Окончательный вариант: на диктофоне записано: «шапка – она» (озвучивает пациент). Примерный список слов: стол, кровать, окно, поле, нож, шапка, море, вода, лес, мальчик, рабочий, девушка, продавщица.
Фразовая речь невозможна без предлогов. Предлоги обозначают пространственные отношения, а они, как правило, нарушены у детей и взрослых с речевыми проблемами.

При развитии фразовой речи формируются пространственные обозначения. Можно предложить следующее задание, в котором используется схематичное изображение предметов относительно друг друга и обычные рисунки. На панели речевого тренажера располагают схемы, обозначающие предлоги:


Рисунки сопровождает вербальное обозначение: в, на, над, по.
Пациенту дают набор картинок, на которых изображены: птица в клетке, птица над клеткой, кошка на столе, кошка под столом, лампа над столом, рыба в аквариуме и т.п. Педагог указывает на картинку и обучаемый должен нажать на ту схему, которая отражает пространственное расположение предметов, животных, человека.

Использование речевого тренажера «ГОУ ТОК» для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей.
1. Ребенок должен уметь воспринимать плоскостное изображение или хотя бы находиться на этапе умения соотносить объемное изображение с плоскостным
2. У ребенка должно быть сформировано предметное действие, а также способность к подражанию.
3. У ребенка должны сформированы хотя бы элементы учебного поведения ( умение сидеть, слушать, концентрировать взгляд, взаимодействовать с педагогом).
Наличие этих способностей дает возможность использовать речевой тренажер у детей с интеллектуальной недостаточностью без привязки к возрасту. Однако, учитывается степень снижения интеллекта и стаж коррекционного воздействия.
Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями в первую очередь направлено на формирование коммуникативных способностей. Для умственно отсталых детей характерным является снижение потребности в речевом общении наряду с различными нарушениями самой речевой деятельности. Поэтому обучение грамотной речи, которое является ведущим в преодолении речевых недостатков у детей с речевыми нарушениями, для детей, особенно со значительной степенью снижения интеллекта, не является основной задачей.
Для того, чтобы научить ребенка с нарушением познавательной деятельности пользоваться речевым тренажером, следует сначала показать ему, как можно извлечь из него звук. Другими словами, нужно научить ребенка нажимать на картинку. Для этого мы располагаем на всех ячейках картинки с изображением кнопки и записываем на диктофон одно слово– «нажми». Ребенок должен усвоить слово «нажми», соединить образ со словом и понять, что при нажимании будет звуковое оформление действия.
Для умственно отсталого ребенка при общении важным является выделение, запоминание и введение в активную и пассивную речь слов и оборотов речи, которые он будет постоянно слышать и которые будут «привязаны» ежедневным ритуалам, постоянно повторяющимся ситуациям. Это, так называемые, слова-метки. Вот некоторые из этих слов:
«дай», «на», «возьми», «положи», «принеси», «сядь», «встань», «подойди».
Эти слова ребенок должен усвоить в первую очередь, так как они являются основными инструкциями при взаимодействии со взрослыми, выполнении элементарных предметных действий, перемещениями в пространстве предметов.
Прежде чем использовать речевой тренажер для обучения, с ребенком следует выполнить несколько упражнений на соотнесение объемных и плоскостных предметов. Например, это могут быть игрушки. Перед ребенком кладут пирамидку, куклу, мячик, грузовик и т.п. Если ребенок не говорит, дают инструкцию: «покажи, где?». Если у ребенка имеется активный словарный запас (он может называть предмет звуком, звукокомплексом, искаженно и т.д.), педагог спрашивает: «что это?». Затем педагог предлагает ребенку набор картинок с изображением игрушек. Показывает одну картинку и просит ребенка найти такую же игрушку. Если ребенок справляется с заданием, педагог просит соотнести предметы по другим обобщающим словам (посуда, мебель, одежда и т.д.).
Отрабатывая навык соотнесения плоскостных и объемных изображений, важна доступность и простота предлагаемого материала. Ребенку предлагаются предметы из бытового обихода. Если это игрушки, то самые простые. В программном пакете речевого тренажера имеются, например изображения «почтового ящика», кеглей и мяча для боулинга и т.п. Если ребенок никогда не сталкивался с подобными предметами, инструкция может «повиснуть в воздухе». Это же относится к другим предметам бытового употребления. Осторожно следует подбирать картинки с предметами бытовой техники. Может быть так, что ребенок никогда не наблюдал за работой микроволновой печи, блендера, соковыжималки, тостера. Из всех предметов он знаком только с телевизором, телефоном, пылесосом.
Набор слов-меток, можно дополнить и другими словами, чаще всего встречающихся в процессе занятий, игр, режимных моментов. Запись этих слов на диктофон, предъявление изображения или создание обыгрывающей это слово (выражение) ситуации, способствует успешной отработке понятий. Примерный список слов и оборотов речи:
Упал (упало). В ячейке речевого тренажера находится картинка с изображениями: человек роняет предмет на пол, падает с велосипеда, яблоко падает с дерева и т.п. На диктофоне заранее озвучена ситуация: «Упал». Не следует полностью произносить фразу, которую можно составить по картинке: «Мальчик упал с велосипеда». Важно, чтобы ребенок понял самое главное слово в этих ситуациях. Далее педагог показывает это действие сам. Можно уронить игрушку, посадить на грузовик мишку и уронить его с грузовика и т.д. Эти же действия должен повторить ребенок. Таким образом, отработка и закрепление слова «упал» происходит в сочетании зрительного, слухового восприятия и практических действий.
Что там внутри? Занятие начинается с игры в прятки. Педагог прячет под платок, под коробку, в ящичке с крышкой, игрушку. Объясняет ребенку «Колечко там, внутри». После того, как ребенок освоил действие извлечения из- под платка, коробки, из ящичка предмета, педагог предлагает картинки соответствующие теме. Это изображение коробок, кастрюль, стаканов, чашек. Можно предложить также изображение полуоткрытого холодильника, шкафа и т.п (картинки прилагаются). На диктофон озвучивается фраза «Что внутри?». Если ребенок не умеет произнести это слово, педагог говорит: «внутри» ребенок договаривает исходя из своих произносительных возможностей или показывает, где предмет внутри, а где просто лежит на поверхности.
Слова пусто, темно, вот так, буду, пить, кушать, играть
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Orleupvl, Mukawova Almara

Средства для детей с речевыми нарушениями 17 Март 2014 16:37 #4988

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Методика работы с тренажером Дэльфа-142
(фрагменты методических рекомендаций)1
Представляемый Вашему вниманию обновленный компьютерный тренажер (версия 2.0) вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи учащихся школы, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей.
Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра. В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией – переходный от игровой к учебно-игровой. Следовательно, компьютер функционирует в рамках ведущей деятельности учащихся. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер – это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала. Тренажер самостоятельно справляется с учебной загрузкой ученика. В это время учитель-логопед может уделить больше внимания другому ученику, тем самым, увеличив количество времени, отводимое на индивидуальные занятия с одним ребенком.
При всех положительных свойствах компьютер не сможет выполнить всю работу за учителя: он не может научить ребенка выполнять те или иные учебные действия, если они не были сформированы ранее; он не сможет объяснить ученику, почему у него что-то не получается.
Направления работы с тренажером
Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
Тренажер предоставляет возможность работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков
Формирование фонематического восприятия
Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости). Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными. Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор. Учитель может отобрать для работы лексику какой-либо одной тематической группы или разных групп.
Обучение грамоте
Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы; «Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога. Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец». Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.
Формирование и коррекция навыка чтения
Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания. В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений. Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.
Формирование лексико-грамматической стороны речи
В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом» (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса). Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие словари.
Формирование связного высказывания
В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа. В упражнении «Рассказ по картине» представлены 21 картина русских художников, различные по жанровой характеристике. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение. Для старшеклассников в варианте упражнения «для отличников» используются также стихотворные отрывки из классических или фольклорных произведений. Сначала ученику предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором, затем подробно проанализировать картину (ответить на вопросы). Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется. Если ребенок затрудняется в ответе на вопросы, учитель может вывести на экран опорную лексику. На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины. Появляется репродукция, с которой учитель и ученик могут работать с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т.е. картинный план рассказа. В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа. На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа учеником. При этом ключевые слова учитель может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы ребенок мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста. Эти же рассказы могут служить для сравнения с сочинениями (письменными) учащихся с целью их самооценки и самокоррекции.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Orleupvl, Mukawova Almara

Средства для детей с речевыми нарушениями 18 Март 2014 03:55 #5000

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Комплект портативных речевых коммуникационных устройств:
Говорящий фотоальбом (для детей с речевым нарушением)

- легкий в использовании тренажер, изготовленный в виде разговаривающего фотоальбома. Предназначен для стандартных фотографий размером 10х15. Включает 24 страницы, каждая из которых может содержать записанный текст до 10 секунд. Вкладывается фотография или картинка/карточка с текстом в отделения фотоальбома и записывается соответствующий текст. Пользователь активирует текстовое сообщение через нажатие кнопки «Воспроизвести». Используется для рассказа историй, пошаговых инструкций, памяток и личной информации. 2 ААА батарейки прилагаются
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Mukawova Almara

Средства для детей с речевыми нарушениями 16 Апр 2014 16:49 #5240

  • Mukawova Almara
  • Mukawova Almara аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0
Спасибо про информацию о гоутоках, у меня возникали некоторые вопросы об оборудовании, теперь я поняла после вашей статьи.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Наскенова Айгуль

Средства для детей с речевыми нарушениями 17 Апр 2014 04:56 #5242

  • Наскенова Айгуль
  • Наскенова Айгуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 2
Я рада, что моя информация для Вас была полезна, спасибо.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.400 секунд