Коллективный способ обучения

Не классно-урочное обучение (КСО)  

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени 76% из всех школ нашей области являются малокомплектными. Малокомплектная школа (МКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.
Школа представляет собой важную часть сельского социума, и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.
В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в педагогике подходами к трактовке термина - под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей:
• отсутствие параллельных классов;
• отсутствие одного или нескольких классов;
• объединение начальных классов в один или два класса комплекта;
• разобщенность территории школьного микрорайона;
• безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре села других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;
• недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
• малочисленность учительского состава;
• полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);
• особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально педагогических функций;
• слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.
• малочисленность родительского коллектива;
• низкий образовательный ценз родителей;
• "педагогическое одиночество" – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.
• большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе.
• тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций.
Условия работы сельской малокомплектной школы весьма специфичны. Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приёмы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.
Важной особенностью многих сельских школ является малочисленность количества учащихся и соответственно педагогического коллектива, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Нами выделены особые проблемы при организации образовательного процесса:
– дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;
– низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей;
– отсутствие во многих селах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;
– необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
– ограниченность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации;
– большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха детей, планирование каникулярного времени школьников;
– ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров и др.
Положительные стороны малочисленности:
– реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьей дает информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана;
– интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;
– реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий;
– благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста;
– знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи;
– реальность развития школьного и детского самоуправления, так как есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений и также оперативно отследить их реализацию;
– возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку, старшему и младшему, родителям принять участие в обсуждении школьных проблем.
Для решения проблем в учебно-воспитательном процессе МКШ в нашей области внедряется не классно-урочный тип обучения в разновозрастных, разноуровневых группах на основе коллективных учебных занятий.
Перечислим основные моменты функционирования такой школы. В отличие от классно-урочной системы в не классно-урочной школе:
1) вместо автономно существующих классов функционирует единая разновозрастная учебная группа;
2) программа не делится на годы обучения – математика 5 класса, 6-го и т.д. – а является целостным программой в рамках нескольких лет обучения (1-4, 5-9, 1-9 и т.д.);
3) вместо уроков проводятся коллективные учебные занятия;
4) вместо традиционного расписания, когда в течение недели изучаются все предметы, – осуществляется, как правило, погружение в несколько предметов;
5) вместо учебно-тематических планов для классов – разные индивидуальные образовательные программы и планы у разных учеников;
6) управление учебным процессом (т.е. сменой учебных ситуаций) осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются совместно учителями и учениками. Каждый ребенок не только учится и учит, каждый включен в управленческую деятельность.

  

1. Организация деятельности в разновозрастной группе


2. Формирование функциональной грамотности школьников. Функциональное чтение


3. Проектирование компетентностно-ориентированных заданий для проверки ключевых компетенций


4. Русский язык. Организация коллективных учебных занятий по русскому языку в разновозрастной группе


5. Учебное пособие для проведения коллективных учебных занятий (КСО) по литературе в 7 классе


6. Методическое руководство к организации коллективных учебных занятий по обучению осознанному чтению


7. Способы передачи чужой речи. Дидактический материал для организации КУЗ


8. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (для учащихся начальной школы)


9. Учебное пособие для проведения коллективных учебных занятий (КСО) по русскому языку в РВГ


10.Правила выполнения чертежей и геометрические построения


11.Организация подготовки к ЕНТ по физике посредством методики «Взаимопроверка индивидуальных заданий» (КСО)

 

 

 

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25