Проектирование компетентностно-ориентированных заданий для проверки ключевых компетенций

Модератор Серёменко Надежда Порфирьевна,
главный специалист отдела инновационного развития

Педагогическая мастерская  в пространстве организации деятельности по проектированию компетентностно-ориентированных заданий предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на  основе знания этого материала будут проектировать компетентностно-ориентированные задания. Разработанные  компетентностно-ориентированные задания будут рецензироваться и  включаться в  ресурсный банк.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  1. В чем смысл модернизации образования?
  2. Для чего предназначена объективная оценка уровня достижений учащихся?
  3. Что  относится к серьезным недостаткам сегодняшней системы оценки качества учебных достижений учащихся?
  4. В чем смысл основных  условий модернизации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся?
  5. Какие закономерности заложены в компетентностно-ориентированном задании?
  6. Для чего предназначается каждый элемент структуры компетентностно-ориентированного  задания?

 

 

          Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики. Реформы, начавшиеся у нас в стране в конце 80-х г.г. ХХ века, были связаны с «очеловечиванием школьных пространств», то есть работой по «гуманизации взглядов эксперта», очеловечиванием эталона, созданного им и пребывающего в учительской голове, а также с объективизацией оценки.

            Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

           Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

            Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

           Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений   являются:

•  открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

•  создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

•  введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

          Результаты международного исследования PISA показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений ученика. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.

           Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. К таким новым формам относятся компетентностно-ориентированные задания.

 

Структура компетентностно-ориентированного задания

 

 Во-первых, это деятельностное задание;

            Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

 В-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

 В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

  • Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).
  • Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
  • Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

 

    Задание 2. Прочитайте текст и составьте конспект:

Информационная компетенция

           В современной педагогике существует понятие «управление знаниями». В нашем понимании об управлении знаниями уместно говорить только как о процессе извлечения, визуализации и доступа к знаниям.

Извлечение информации (англ.informationextraction) — это задача извлечения (построения) структурированных данных.

Поиск и извлечение элементов знания, явно присутствующих в текстах в виде:

а) утверждений;

б) фактов;

в) сведений;

       Порождение обобщенного знания, скрытого в совокупности частных утверждений и/или фактов.

Извлечение информации является разновидностью информационного поиска, связанного с обработкой текста. Главная цель такого преобразования — возможность анализа изначально «хаотичной» информации с помощью стандартных методов обработки данных. Более узкой целью может служить, например, задача выявить логические закономерности    в описанных в тексте событиях.    

В современных  информационных технологиях    роль такой процедуры, как извлечение информации, всё больше возрастает — из-за стремительного увеличения количества неструктурированной информации.  Типичная задача извлечения информации: исследовать данные  и наполнить базу данных выделенной полезной информацией.

           Знание - не формализуемое представление конкретного человека о явлениях и закономерностях окружающей среды, полученное в процессе приспособления к ней. В данном случае под окружающей средой имеется в виду все, кроме сознания конкретного человека. Знания накапливаются только человеком как результат личного опыта и субъективного восприятия информации. Познание через восприятие информации требует от обучаемого определенных начальных знаний (конкретный язык представления знаний, основы науки ...) и познавательного усилия (желание разобраться). К знаниям относится непосредственный (личный) опыт, владение методиками (прикладная наука, технология), знакомство с научными основами (теория) и результаты познавательной активности (поиск, чтение, раздумья, систематические занятия / тренировки ...). Знания также можно весьма условно разделить на явные, которые можно высказать, записать, изобразить, и неявные - которые, по мнению специалистов, затруднительно или невозможно документировать. По мере развития отрасли знаний объем неявных знаний сокращается. Передача неявных знаний возможна только с использованием института наставничества (совместная работа, тренинг ...). До момента фиксации в любой системе знаков (сигнал любого рода, речь, письмо, изображения, жесты, символ ...) знание неотделимо от своего источника и носителя - человека или иного разумного существа. Знание (наравне с понятием, смыслом) относится к ментальным категориям.

            Информация - это отображенное знание и зарегистрированные состояния окружающей среды. Отображение (представление) знаний исполняется человеком средствами любой знаковой системы (формальные и естественные языки, рисунки, языки жестов, ноты ...). В свою очередь регистрация состояний окружающей среды производится техническими средствами и генерирует т.н. техническую информацию (числа, сигналы, изображения, звуки ..., их сочетания и временные ряды ...). Понятие "информация" нами относится к физическому миру (метафизика), точнее к миру знаковых систем (символы).

Содержательный признак структурной единицы информации, дескриптор (descriptor) понятия - вид метаданных, относящийся к фрагменту текста. Это может быть понятие (элемент ситуации или проблемы) или ситуация (совокупность понятий), лексический образ которых содержится в структурной единице текста  (группа слов, предложение ...).

Извлечение знаний. Корректное практическое разрешение проблемы адекватного выражения мысли и понимания текста обеспечивается применением  способа извлечения знаний из текстов.

Поиск определений. Специализированные вопросы позволяют искать непосредственно в текстах определения терминов с целью уточнения их смысла и выявления связанных понятий.

Словарь (тезаурус) содержит словесные (вербальные) определения всех используемых в текстах терминов.  Каждое определение дополняется актуальным и полным списком определений термина, найденных в открытых источниках.

Класс понятий - элементарный тип существенных понятий, составляющих проблему или проблемную ситуацию. Примеры классов: объект, процесс (отношение), признак, обстоятельство времени, места и др., аспект (точка зрения), контекст (область знаний), способ, определение, правило, теория, функция...

Типичные подзадачи извлечения информации:

  • Распознавание именованных элементов, например: имён людей, названий организаций, географических названий, событий, временны́х и денежных обозначений и пр.
  • Поиск связей, относящихся к одному и тому же объекту.
  • Выделение терминологии: нахождение для данного текста ключевых слов и словосочетаний.
  • Выделение  из текста смысловой, оценочной и пр. информации.
  • Понимание и выделение  смысла текста.

Процесс извлечения информации  решает следующие задачи:

  1. Извлечение из текста сущностей - фамилий, географических названий, названий объектов и т.п. (а также вычисление "популярности" этой сущности на основе частоты ее упоминания);
  2. Извлечение  фактов;
  3. Извлечение  мнений;
  4. Автоматическое реферирование (например, составление плана текста,  снабжение аннотацией сообщений и т.д.).

Извлечение  информации  предполагает  деятельность,  включающую модель языкового взаимодействия,  к которой  относятся такие системы, как:

  1. Вопросно-ответные системы;
  2. График.  Графики предназначены, прежде всего,  для иллюстрирования математических понятий, функциональных зависимостей или связей между объектами (теория графов).

3. Диаграмма.  Диаграммы позволяют иллюстрировать количественные соотношения в определённой области. Существует множество типов диаграмм:

  • Диаграммы, основанные на применении графов, удобны для представления маршрутов, путей, связей между объектами;
  • Диаграммы, схожие с графиками, представляют связь между двумя переменными, которые принимают либо дискретный, либо непрерывный набор значений.

 Программа формирования информационной  компетенции

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Планирование информационного поиска

- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет,

- выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,

- указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи,

- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),

 - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи),

- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет,

- пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях,

 

- указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.

- указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников,

- обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности

Извлечение первичной информации

- проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей

- самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

 

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные  связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам

- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы

- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника,

 

- проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,

- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью),

- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность

 

Извлечение вторичной информации

 

- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям

- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания и ранжирует их  и извлекает искомую информацию

- указывает на обнаруженные противоречия

- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы

(источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию)

 (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация),

(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

Первичная обработка информации

- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,

- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры

- самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,

- обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

 

Обработка информации

- точно излагает полученную информацию,

- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,

 

- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации

- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации,

- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации,

- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

- делает вывод на основе полученной информации

или

- делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения

или

- приводит аргументы, подтверждающие вывод

- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Задание 3. Исследуйте  компетентностно-ориентированное задание и, сопоставив его с конспектом,  разработайте свой вариант компетентностно-ориентированного  задания.

 

Компетентностно-ориентированное задание для проверки

 информационной компетенции.

Русский язык, 6 класс. Модуль «Местоимение»

 

Аспект: извлечение первичной информации:

  • Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника.

Аспект: первичная обработка информации:

  • Переводит сложную по составу информацию из текстового представления в графическое.

 

Стимул: Если ты успешно выполнишь задания, то проверишь себя, умеешь ли извлекать информацию из текста и пользоваться ею для выполнения заданий.

 

Задание 1. – Прочитай текст:

 

Местоимение.

 

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления  местоимение  занимает 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных, среди девяти тысяч самых частотных слов,  насчитываются около четырех тысяч, глаголов – около двух с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления, местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений. Вот эти местоимения: я, что, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

 

Задание 2 . Определи, какая часть речи встречается в речи  чаще других,  и почему?

 

  1. Частота  употребления в речи различных частей речи отличается. Так, например, по частоте употребления первое место занимают __________________________, второе место  ____________________

     третье место_______________

 

  1. Укажи количество существительных, глаголов, местоимений среди девяти тысяч самых частотных слов:

Существительных________________

Глаголов _______________________

Местоимений ___________________

 

  1. Изобрази на диаграмме прямоугольником нужной высоты в соответствующем месте  количество существительных, глаголов, местоимений среди девяти тысяч самых частотных слов:

  1. Как при таком малом количестве местоимений возможна такая частота употребления? __________________________________________________________________________________________________________________
  2. Сколько местоимений приходится на первые 30 слов в общем частотном списке?

     _________________________________________________________

 

     Во сколько раз это больше, чем все другие части речи?   __________________________________________________________________

  1. Зачем нам нужно так часто повторять местоимения?

__________________________________________________________

 

Модельный ответ

 

  1. Частота  употребления в речи различных частей речи отличается. Так, например, по частоте употребления первое место занимают существительные, второе место - глаголы,  третье место – местоимения.
  2. Укажи количество существительных, глаголов, местоимений среди девяти тысяч самых частотных слов:

Существительных около 4000

Глаголов около 2500

Местоимений 69

  1. Изобрази на диаграмме прямоугольником нужной высоты в соответствующем месте  количество существительных, глаголов, местоимений среди девяти тысяч самых частотных слов:

 

 

  1. Как при таком малом количестве местоимений возможна такая частота употребления?

Это возможно потому, что местоимения часто употребляются вместо других имен (прилагательных, числительных и т.д.)

  1. Сколько местоимений приходится на первые 30 слов в общем частотном списке?

14 местоимений

     Во сколько раз это больше, чем все другие части речи? Почти в 2 раза

  1. Зачем нам нужно так часто повторять местоимения?

Местоимения нужно часто употреблять для того, чтобы не повторять слова  других частей речи (имен), иначе наша речь была бы перегружена одинаковыми словами и трудна для взаимопонимания.

Задание 4. Отправьте компетентностно-ориентированное задание на проверку для рецензии Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Удачной работы!!!

 

Комментарии   

 
-1 #3 Карякина Елена 06.03.2016 08:29
Спасибо, как составлять КОЗы стало намного понятнее!
Цитировать
 
 
0 #2 Анзельм Наталья Валентиновна 17.10.2014 15:02
Да, это то, что надо нашим детям на уроках
Цитировать
 
 
0 #1 Филиппова Нина Фёдоровна 13.10.2014 12:38
Спасибо!Каждый раз читаю и нахожу для себя новое!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25