Проектирование учебных занятий на компетентностной основе

Модератор Серёменко Надежда Порфирьевна,
главный специалист отдела инновационного развития

Педагогическая мастерская  в пространстве организации деятельности по проектированию учебного занятия на компетентностной основе предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на  основе знания этого материала будут проектировать учебные занятия. Разработанные  конспекты учебных занятий будут рецензироваться и  включаться в  ресурсный банк.

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  1. 1.    Какая необходимость возникла на современном этапе развития системы общего образования?
  2. 2.    В чем заключается управление процессом формирования функциональной грамотностью учащихся?
  3. 3.    Какие ценности формирует современное информационное общество?
  4. 4.    В чем  смысл компетентностного подхода?
  5. 5.    Назовите основные положения акта деятельности.
  6. 6.    Для чего предназначаются вопросы и задания каждого компонента учебного занятия?

 

           На современном этапе развития системы общего образования возникла острая необходимость в качественно иной подготовке педагога, ориентированного на развитие у учащихся  готовности самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

         Управление процессом формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях предполагает:

  • полное овладение учителем фундаментальными знаниями по  функциональной грамотности,
  • понимания функциональной грамотности как целостной системы, развитие которой обеспечивается  опорой на субъектный опыт учащихся,
  • знания новых составляющих функциональной грамотности учащихся (коммуникативной грамотности, компьютерной грамотности, экологической грамотности, экономической грамотности, правовой грамотности и др.) и освоения технологий по их формированию.

          В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестает быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

          Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Для реализации компетентностного подхода необходимо проектирование специальных учебных занятий, состоящих из системы образовательных ситуаций. В образовательном процессе учебных занятий у учителей  и учащихся формируются универсальные способы деятельности, в основе которых лежит акт деятельности «строительства будущего» (М. А. Мкртчян).

 Напомним основные положения акта деятельности «строительства будущего»:

  1. Любое совершаемое действие представляет собой:
  • завершение прошлого;
  • осуществление настоящего;
  • генерацию будущего.
  1. Любое совершаемое действие характеризует его как акт деятельности «строительства будущего», если постановку цели осуществляет сам субъект.
  2. Сама эта деятельность включает в себя исследовательскую деятельность, которая состоит из:
  • наблюдения;
  • восприятия;
  • моделирования.
  1. Субъект может совершать деятельность, если у него:
  • имеется исходный материал (знания, умения, способы из прошлого);
  • имеется разрыв между знанием и незнанием;
  • имеются способы постановки цели.

Как показывает практика, для того, чтобы построить свою деятельность в соответствии с основными положениями акта деятельности «строительства будущего», необходима специальная работа по осознанию и овладению методологическими понятиями: «цель», «задача», «действие» и т.д., а также другое содержание учебного материала, задаваемое учащимся и учителям в виде структур их деятельности.

           Учебное занятие   на компетентностной и деятельностной основе   помогает овладеть способом конструирования новой информации, способом осознания и овладения методологическими понятиями: цель, действие, проблема, модель, рефлексия и ключевыми компетенциями.

Структура учебного занятия состоит из вопросов и заданий четырех групп. Краткая характеристика вопросов и заданий каждой группы (в описании мы будем использовать методологическую схему акта деятельности «строительства будущего»):

1 группа:

Вопросы и задания по актуализации знаний, необходимых для выделения темы, над которой будут работать учащиеся, для определения исходного материала, который является необходимым основанием для конструирования нового знания, умения, действия, способа. Вопросы и задания организуют так называемую «ситуацию успеха», при которой учащиеся демонстрируют уже известные знания, умения, способы. Важно, чтобы исходный материал являлся элементом системы в структуре нового знания.

2 группа.

Вопросы и задания организуют процесс поиска нового знания, который имеет свою структуру.

Вначале необходимо создать «ситуацию разрыва» между знанием и незнанием, так называемую проблематизацию.

Затем организовать процесс выяснения того, что же ищет учащийся, т.е. процесс целеполагания.

Потом организовать процесс определения границ поиска, т.е. какими путями будет осуществляться поиск.

Далее организовать процесс описания найденного продукта, сначала в словесной форме, затем в модели.

3 группа.

Вопросы и задания организуют процесс применения полученного знания в различных ситуациях (от репродуктивного до эвристического), поэтому предлагаются разноуровневые задания, которые необходимо выполнить, начиная с первого уровня.  Возможно составление заданий по таксономии Блума, с 1 по 6 уровень – знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

4 группа

Вопросы и задания организуют процессы самоконтроля, самооценки и рефлексии. Задания предлагаются разноуровневые. Возможно использование разноуровневых тестов и других измерителей.

 

Краткая структура учебного занятия:

I  Организация «ситуации успеха»

II. Организация  ситуации  поиска нового знания, умения, способа:

  1. Проблематизация.
  2. Целеполагание.
  3. Планирование.
  4. Поиск.
  5. Описание нового знания, умения, способа;  моделирование.

III. Организация ситуации применения нового  знания, умения, способа в практической деятельности:

1. Вопросы и задания 1-го уровня.

2. Вопросы и задания 2-го уровня.

3. Вопросы и задания 3-го уровня.

IV. Организация ситуации самоконтроля, самооценки, рефлексии.

  1. Вопросы и задания 1-го уровня.
  2. Вопросы и задания 2-го уровня.
  3. Вопросы и задания 3-го уровня.

 

         Выполняя задания эвристического уровня, учащиеся осознают все свои действия при конструировании нового знания, потому что вопросы и задания организуют различные процессы, в которых задействованы продуктивные способы мыследеятельности. Припоминание знаний в этом случае,  хотя и выступает как репродуктивный акт памяти на этапе актуализации опорных знаний, тем не менее, в этом процессе наблюдается самостоятельное осмысление внутренней структуры ранее изученного материала с новым. Анализ и обобщение фактов, тех или иных событий или явлений, осуществляется под углом зрения осознания цели поиска и способов выполнения поиска. Опыт такой деятельности, как показывает практика проведения учебных занятий, необходим для формирования в дальнейшем исследовательской деятельности.

 

Задание 2. Исследуйте конспект учебного занятия:

              

Пример учебного занятия на компететностной и деятельностной основе:

 

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Предлог, как служебная часть речи.

Цели:

  1. Формировать понятие о предлоге.
  2. Содействовать развитию  ключевых компетенций, мыслительных действий:  сравнения, анализа.
  3. Способствовать формированию диалогической речи, умения слушать.

 

Этапы учебного занятия

Содержание  самостоятельной деятельности учащихся на уроке, образовательные ситуации, формирующие ключевые компетенции.

Ключевые компетенции

  1. I.     Организация

ситуации

     успеха.

Задание для работы в парах: составьте  из слов предложение, запишите в тетрадь. (самостоятельное выполнение).

    Весна, наступила, тёплая

- Какое предложение у вас получилось?

Наступила тёплая весна.

- Определите, какой частью  речи являются слова в этом предложении и докажите.

Работа  по алгоритму в парах:

  1. 1.    Задаю  к слову  вопрос.
  2. 2.    Определяю, что  обозначает.
  3. 3.    Называючасть    речи.

Устная проверка по модели  определения части речи:             

                                                     ?

 
   

 

 

 


                                             Обозначает…

- Эта модель поможет вам в доказательствах на уроке.

- формирование коммуникативной компетенции, аспект – диалог

 

 

 

 - формирование управленческой компетенции, аспект -  оценка деятельности – выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности по алгоритму  и модели.

 

II. Организация ситуации поиска нового знания.

 

Задание для работы в группе:

Пришлавлесранняявесна.

  1. Прочитайте предложение.
  2. Разделите предложение на отдельные слова.
  3. Определите, какой частью речи являются слова.

-  Какое слово не смогли определить, как часть речи?  (проблема).

 

 

- Какую цель нужно поставить?

- Как найти, чем является слово  в предложении?   (использовать модель определения части слова).

 Определение  предлога, как служебной части речи:

- Составьте модель слова с предлогом (обсуждение в группах).

       
   
     

 


               

 

Рефлексия:

- Какую  новую  часть речи мы сегодня с вами открыли?

- Что такое предлог?

- Для чего он служит?

- Как пишется со словами?

-Постройте модель (самостоятельно).

 
   

 

 


                            Служит…

 

 

  Пишется…       

 

- формирование коммуникативной компетенции, аспект –продуктивная групповая коммуникация

- формирование управленческой компетенции, аспект -   определение проблемы.

 

- формирование управленческой компетенции, аспект - целеполагание и планирование.

-формирование информационной компетенции – первичная обработка информации – переводит текстовую информацию в графическую.

 

- формирование управленческой компетенции, аспект    -  оценка собственного продвижения в знаниях.

III. Организация ситуации  применения нового  знания

Задание  1 уровня (выполняется в парах):

-Спиши предложения. Выдели предлоги, используя модель:

Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне.

Задание 2 уровня (выполняется в парах):

- Вставь предлог, нужный по смыслу. Запиши  в тетрадь, используя модель:

Мадина  идёт … школу. Мальчики бегут … футбол. Лодка подплыла … берегу. Машина отъехала … подъезда.

Слова для справок: к, в, от, на.

Задание 3 уровня (выполняется в группах):

- Составьте предложения:

                           Весна.

Птицы, возвращаются, страны, тёплые.

Они, края, летят, родные, свои.

Лужайка, цветы, появились.

 - формирование коммуникативной компетенции, аспект – диалог, продуктивная групповая коммуникация.

    - формирование управленческой компетенции, аспект -  оценка деятельности – выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности по алгоритму  и модели.

 

IV.Организация ситуации самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии.

 

Самостоятельное (индивидуальное)  выполнение задания 1 уровня:

Дополни:

Предлог - это…

Предлоги  служат для…

Предлоги  со словами пишутся…

Самостоятельное (индивидуальное) выполнение задания 2 уровня:

- Вставь нужный предлог:

Лето - время … лесных малышей.

… гнёзд вылетают птенцы.

Медвежата послушно следуют … матерью.

 … сумерках выходит … охоту ёжик.

Самостоятельное (индивидуальное) выполнение задания 3 уровня:

Подумай и запиши слова, которые состоят из предлогов:

  1. Составь название домашнего животного из 2-х предлогов.
  2. Составь название домашнего животного из 3-х предлогов.

Проверка по ключу, самооценка.

Рефлексия:

- Подумай, можешь ли определять  предлог в предложении, что тебе помогает это делать?

    - формирование управленческой компетенции, аспект -  оценка результата деятельности – оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

- формирование управленческой компетенции, аспект    -  оценка собственного продвижения – указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности.

Домашнее задание

Придумай и запиши 5 предложений с употреблением в них разных предлогов.

 

Задание 3.  Разработайте конспект учебного занятия и пришлите на рецензию Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Удачной работы!!!!

Комментарии   

 
0 #12 JosephZiz 09.02.2018 02:39
Сериалы ТУТ! смотреть онлайн бесплатно
http://indianfilm.ru/ - Click here...
Цитировать
 
 
0 #11 smichpensbreakaz1987 20.04.2016 00:03
Замечательно, очень полезная мысль Рад был показать свой сайт http://seo-yes.ru
Цитировать
 
 
0 #10 buykraninad1989 19.04.2016 20:48
Хм.. сижу вот и думаю…. RSS терпеть не могу, а так подписаться захотелось… Вот мой сайт http://seo-yes.ru
Цитировать
 
 
0 #9 tarmeacultea1984 30.03.2016 17:36
Я — этого же мнения. Я пользовался http://soc-ip.ru для похожей задачи
Цитировать
 
 
0 #8 rioserneuma1975 29.03.2016 10:24
Респект!!! Качественные продукты выкладываешь! Скажите а вот тут http://buy-accs.ru/ ваша статья?
Цитировать
 
 
0 #7 molilezoo1982 29.03.2016 07:33
Между нами говоря, рекомендую поискать ответ на Ваш вопрос в google.com Ресурс http://buy-accs.ru/read/kupit-akkaunty-outlook
Цитировать
 
 
0 #6 sudimarmi1971 25.03.2016 14:13
Весьма забавный ответ Вот тут подробнее http://go-ip.ru/istochniki-trafika-posetitelej.html
Цитировать
 
 
0 #5 virowprenbu1973 25.03.2016 05:56
Это отличная идея. Готов Вас поддержать. Мой сайт http://go-ip.ru/nakrutka-jandeks-vebvizor.html
Цитировать
 
 
0 #4 lietranimup1983 24.03.2016 21:11
Авторитетный ответ, забавно... Скажите а вот тут http://calls-online.ru/ ваша статья?
Цитировать
 
 
0 #3 videcatde1980 24.03.2016 16:52
Что-то у меня личные сообщения не отправляются, ошибка.... Я пользовался http://calls-online.ru/forms/oplata.php для похожей задачи
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25