Проектирование учебных заданий в соответствии с таксономией Блума

Модератор - Серёменко Надежда Порфирьевна, главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития

 

Педагогическая мастерская в пространстве организации деятельности по проектированию учебного занятия на компетентностной основе предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на основе знания этого материала будут проектировать учебные задания по таксономии Блума. Разработанные учебные задания будут рецензироваться и включаться в ресурсный банк.

 

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1. Какими способами выражаются цели образования на практике?
2. Какой способ соответствует компетентностному образованию?
3. В чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
4. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
5. Чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 - 6?
Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания.
Образовательные цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса.
Потребности в обучении – знания, навыки и отношения, требуемые для адекватного индивидуального и социального развития.
Образовательные принципы – философские основы, направляющие выбор методов и процедур достижения образовательных целей.
Образовательные стратегии – конкретные способы достижения образовательных целей с учетом различных альтернативных путей.
Таксономия Блума – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.
Первая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в когнитивной сфере, разработана и опубликована в 1956 г. под руководством Б. Блума; обновленная версия таксономии была выпущена Л. Андерсон и Д. Кратволем в 2001 г. В соответствии с обновленной версией, иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности).

blum


Рис. 1 Образовательные цели в когнитивной сфере
В педагогической практике цели образования выражаются разными способами.
1. В традиционном понимании представляется характеристика одной или многих целей без применения какой-либо классификации.

2. Описательная классификация - более систематический способ представления целей. Она включает сопоставление целей, ориентацию в том, на что должна быть направлена эта деятельность, но не дает цельной системы соотношения для измерения её результатов.

3. Третий способ на разработке отдельных положений целей обучения и ориентирован на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически, функционально с учетом конечных результатов.

Особую известность в мире получила таксономия, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума. В процессе приобретения знаний таксономия Б.С.Блума выделяет шесть уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процесс. К таксономическим категориям относятся следующие: знания (информация); понимание; применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых целей. Прослеживая их отбор, можно утверждать, что создатели таксономии старались охватить как можно точнее и полнее все категории интеллектуальной деятельности.

 

 

Таксономия педагогических целей в познавательном процессе

 

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

  •  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
  •  объясняет факты, правила, принципы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;

2. Понимание

Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях.
  •  вычленяет части целого;
  •  выявляет взаимосвязи между ними;
  • определяет принципы организации целого;
  •  видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводит различие между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.
  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;
  • составляет схемы задачи.
  • оценивает логику построения письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

 

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

 

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

 

 

 

Задание 2. Разработайте задания по 6 уровням Блума по любой теме любого предмета, используя данную таблицу:

 

 

Познавательный процесс

Глаголы для разработки заданий

Примеры заданий

Знание             Помнить – извлекать информацию из памяти

Воспроизведение

        назовите;

        повторите;

        напишите формулу…;

        перечислите…;

        в каком году…;

        воспроизведите…  

  1. Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
  2. Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

        инсценируйте;

         где происходило…

        вспомните,

         выберите, 

        констатируйте, 

        представьте, 

        извлеките

        измерьте

        подчеркните….

  1. Вспомнить формулу.
  2. Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание      Понимать – выявлять сущность

Интерпретация

        закончите фразу;

        что узнали;

        объясните;

        выполните по аналогии;

        преобразуйте;

        объясните взаимосвязь.

1.Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.

2.Нарисуйте процесс пищеварения.

Приведение примеров

       уточните,

       сопоставьте,

       преобразуйте,

       проведите различия,

       проиллюстрируйте,

       переведите на другой язык…

1.Изобразите параллелограмм.

2.Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

       классифицируйте, 

       выявите  различия,

       распознайте,

       обсудите,

        укажите…

1.Назовите четные и нечетные числа.

2.Сгруппируйте животных по видам.

Объяснение

Умозаключение

       интерпретируйте,

       систематизируйте,

       изложите своими словами,

       спрогнозируйте

       распознайте,

       опишите,

       переформулируйте,

       сделайте (критический) обзор…

1.Докажите  значимость правила выполнения порядка действий.

2.Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение     Применять – использовать на практике в других ситуациях

Исполнение

        проверьте предположение;

        докажите, что…;

        выскажите мнение о …;

        выскажите гипотезу;

        объясните цель применения;

1.Добавьте в столбик двузначные числа.

2. Выполните задание.

Применение

       продемонстрируйте,

       измените,

       подготовьте, 

       составьте,

       подтвердите….

1.Проведите эксперимент.

2. Составьте задачу.

Анализ     Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым.

Дифференциация

        что является следствием;

        сравните;

        проанализируйте причины;

         выведите формулу…

1.Сравните  и сделайте вывод.

2.Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

Организация

       изобразите  схематически, 

       рассмотрите, соотнесите и  выделите,

       проведите эксперимент,

       проверьте гипотезу,

       задайте   вопрос ….

  1. Постройте модель части речи.
  2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

Синтез                Создать новое  – объединить элементы в целое

Генерация

        составьте из элементов;

        систематизируйте;

        напишите творческое сочинение;

        предложите план эксперимента;

        найдите альтернативу;

        предложите алгоритм;

       каковы возможные объяснения…

  1. Предложите пути решения  проблемы.
  2. Предложите альтернативу.

Планирование

       аргументируйте,

       систематизируйте,

       реконструируйте,

       предложите,

       изобретите….

  1. Разработайте план исследования.
  2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации

Оценка             Создать  суждения, основанные на критериях и эталонах

Проверка

       аргументируйте

       примите  решение,

       составьте мнение,

       рекомендуйте,

       разрешите (проблему

  1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.
  2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

       произведите оценку,

       спрогнозируйте,

       дайте  оценку,

       разработайте и выберите  критерии,

       защитите точку зрения….

1.Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

2.Разработайте критерии оценки и оцените проект.

 

 

 

Задание 3. Проверьте себя, освоен ли способ проектирования учебных заданий по таксономии Блума:
Знание
1. Назовите способы выражения целей образования на практике?
2. Уточните, в чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
3. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
4. Вспомните, чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 – 6.
Понимание
1. Объясните взаимосвязь в управлении процессом формирования интеллектуальных умений и рефлексии?
2. Что узнали о таксономии Блума?

Применение
1. Разработайте задание 1и 2 уровня к любой теме учебного предмета.
2. Разработайте задание 3 уровня и выскажите мнение о способе его составления.

Анализ
1. Что является следствием использования таксономии Блума?
2. Проанализируйте причины использования таксономии Блума в педагогической практике.

Синтез
1. Обобщите способ проектирования учебного задания на анализ.
2. Предложите план обучения учителя способу проектирования учебных заданий по таксономии Блума.

Оценка
1. Дайте оценку своему способу проектирования учебных заданий на основе таксономии Блума.
2. Спрогнозируйте, что сформируется у учащихся при выполнении заданий по таксономии Блума.

 

Комментарии   

 
0 #298 Mickeytrede 22.10.2018 02:00
Ничего особенного.


-------
стабилизатор 220в котла выбирай! | https://msk-stabilizator.ru/
Цитировать
 
 
0 #297 Wade 22.10.2018 01:12
Set goals by thinking through yourself and concerning your starting place.
They have my name and my links imbedded.nothin g has been changed.
But they do not know what lies in each segment of the SEO service.


Take a look at my webpage; live22 id test: http://alumni.bottompics.s14.deinprovider.de/test.php?a%5B%5D=%3Ca+href%3Dhttp%3A%2F%2Fwww.lancebenedict.com%2F__media__%2Fjs%2Fnetsoltrademark.php%3Fd%3Dwww.ezyget.com%252Findex.html%3Elive+228+bus%3C%2Fa%3E
Цитировать
 
 
0 #296 Gail 22.10.2018 00:55
Plus reviews of sites. reviews of solutions. and other good content.
Any sort of method you can think of is on the market for simply because blogging.
Reduce costs submitter gets credit correctly.



Here is my blog post - 918 kiss: http://918.credit/casino-games/918kiss-scr888
Цитировать
 
 
0 #295 Danielle 21.10.2018 22:19
If you are thinking about setting a limit, talk as part of your friends discover what
may just be ideal. The online slots tournament starts along with a registration fee of
a particular amount.

Feel free to surf to my web blog ... live casino md reviews: http://bookofmormonmovie.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=airjunk.com%2F__media__%2Fjs%2Fnetsoltrademark.php%3Fd%3Dlionking96.net
Цитировать
 
 
0 #294 Dallas 21.10.2018 19:24
Yes! Finally something about sky777 casino: https://kasino.vin/downloads/74-download-sky777 register.
Цитировать
 
 
0 #293 Rubye 21.10.2018 16:56
Just make sure it is good, quality topic! Don't underestimate the time and learning curve
with net builders. Now it's possible to be affiliated with using online community.


My blog ... ace333 slot: http://918.credit/downloads/89-download-ace333
Цитировать
 
 
0 #292 Angus 21.10.2018 16:46
You should submit your original, quality articles on quality article internet sites.

Suggested essential that you simply are sure what content you are
putting up for site visitors.

Also visit my site; mega888 ios app: http://www.cdxiaoyao.cc/home.php?mod=space&uid=357248&do=profile&from=space
Цитировать
 
 
0 #291 Lancedeavy 21.10.2018 02:21
Всем привет!
Нашел удивительную информацию на этом сайте: http://okaybro.ru :
Нарисуй меня: новое увлечение интернета
Вдохновение литовских лесов http://okaybro.ru/foto-prikoly-interesnoe/2151-vdohnovenie-litovskih-lesov.html
http://okaybro.ru/foto-prikoly-interesnoe/4774-nastoyaschie-druzya-putin-i-berluskoni.html
Цитировать
 
 
0 #290 Rex 20.10.2018 13:16
May I simply say what a relief to uncover someone
that really understands what they are discussing
online. You actually realize how to bring a problem to light and make
it important. More and more people have to look at this and understand this side
of the story. It's surprising you aren't more popular
since you certainly possess the gift.

My weblog ... playboy casino: https://918.network/downloads/86-play8oy
Цитировать
 
 
0 #289 Ferne 20.10.2018 05:37
Getting in to trading online because muscular to become rich is in for disaster.
You need uncover how happen to be going to trade internet based.


my blog j123: https://918kiss.host/downloads
Цитировать
 
 
0 #288 Monte 20.10.2018 05:16
Write your articles as had you been talking into a
friend. They'll never be able to find the new content without a link in order to it.
Reach in order to your readers by debating hot information.

My site :: live22 casino: https://Kasino.games/home/live-22/59-live22
Цитировать
 
 
0 #287 Adrian 20.10.2018 01:01
It is definitely not something one does one day and overlook the next.
One of the significant reasons that I submit articles is market my internet directories.
Traffic is the solution to any successful website.


Feel free to surf to my blog post ... joker card casino: http://www.millmask.net/__media__/js/netsoltrademark.php?d=918kiss.host%2F77-joker123
Цитировать
 
 
0 #286 Gale 20.10.2018 00:52
I am sure this paragraph has touched all the internet viewers, its really really
pleasant post on building up new blog.

Also visit my web page: mega 888: https://918.network/casino-games/74-mega888
Цитировать
 
 
0 #285 Tanisha 20.10.2018 00:31
I strongly recommend the tool because it would show more useful information to boost up
website. The increasing importance of equity anti-aging brought up a new
trend of success on sale.

Feel free to visit my page; 3win8 casino: https://kasino.games/downloads/315-download-3win8
Цитировать
 
 
0 #284 Davida 19.10.2018 23:23
obviously like your website however you have to
test the spelling on quite a few of your posts. A number of them are
rife with spelling problems and I find it very troublesome to tell the truth on the other hand I will surely come again again.

My page :: ace333 apk download: https://918.network/downloads/89-ace333
Цитировать
 
 
0 #283 Alejandro 19.10.2018 23:20
They should carry out the small things that make life interesting and romantic.
The child can't help but conclude that his feelings must do not
be important. A late sleep is just as welcomed each and every other a remedy.



My web site - online casino slot machines ku co: http://iknowaguy.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=918kiss.host%2Fdownloads&
Цитировать
 
 
0 #282 Dawn 19.10.2018 21:59
I’m rollex11: https://918.network/downloads/90-rollex11 not that much of a online reader to be honest but your sites really nice, keep it up!
I'll go ahead and bookmark your website to come back in the future.

Many thanks
Цитировать
 
 
0 #281 Amee 19.10.2018 20:44
You don't have to use long sentences or expensive words.
Very best test of your web website is to eliminate all those extras and just look in the content.
Basically it means using other keywords that have the same meaning.


my web blog ... ace333 apk download: https://918kiss.bid/downloads/222-download-ace333-apk-to-phone-for-android-and-ios
Цитировать
 
 
0 #280 Roland 19.10.2018 17:50
Duck wanted attempt advantage for this presence connected with a helicopter.
His Secretary had prepared a nice speech for him. Do you think he was
holding it in, or are you really think he is ok with what happened?


Here is my weblog; play8oy
android download: https://kasino.games/downloads/316-download-play8oy
Цитировать
 
 
0 #279 Shellie 19.10.2018 16:48
Wow, amazing blog layout! How long have you been blogging for?
you make blogging look easy. The overall look of your web site is
magnificent, let alone the content!

My site ... ocean tower king
eden roc: http://Olympicarchive.net/__media__/js/netsoltrademark.php?d=scr888.group%2Flive-casino-games%2F2486-joker123
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация