Проектирование учебных заданий в соответствии с таксономией Блума

Модератор - Серёменко Надежда Порфирьевна, главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития

 

Педагогическая мастерская в пространстве организации деятельности по проектированию учебного занятия на компетентностной основе предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на основе знания этого материала будут проектировать учебные задания по таксономии Блума. Разработанные учебные задания будут рецензироваться и включаться в ресурсный банк.

 

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1. Какими способами выражаются цели образования на практике?
2. Какой способ соответствует компетентностному образованию?
3. В чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
4. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
5. Чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 - 6?
Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания.
Образовательные цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса.
Потребности в обучении – знания, навыки и отношения, требуемые для адекватного индивидуального и социального развития.
Образовательные принципы – философские основы, направляющие выбор методов и процедур достижения образовательных целей.
Образовательные стратегии – конкретные способы достижения образовательных целей с учетом различных альтернативных путей.
Таксономия Блума – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.
Первая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в когнитивной сфере, разработана и опубликована в 1956 г. под руководством Б. Блума; обновленная версия таксономии была выпущена Л. Андерсон и Д. Кратволем в 2001 г. В соответствии с обновленной версией, иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности).

blum


Рис. 1 Образовательные цели в когнитивной сфере
В педагогической практике цели образования выражаются разными способами.
1. В традиционном понимании представляется характеристика одной или многих целей без применения какой-либо классификации.

2. Описательная классификация - более систематический способ представления целей. Она включает сопоставление целей, ориентацию в том, на что должна быть направлена эта деятельность, но не дает цельной системы соотношения для измерения её результатов.

3. Третий способ на разработке отдельных положений целей обучения и ориентирован на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически, функционально с учетом конечных результатов.

Особую известность в мире получила таксономия, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума. В процессе приобретения знаний таксономия Б.С.Блума выделяет шесть уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процесс. К таксономическим категориям относятся следующие: знания (информация); понимание; применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых целей. Прослеживая их отбор, можно утверждать, что создатели таксономии старались охватить как можно точнее и полнее все категории интеллектуальной деятельности.

 

 

Таксономия педагогических целей в познавательном процессе

 

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

  •  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
  •  объясняет факты, правила, принципы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;

2. Понимание

Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях.
  •  вычленяет части целого;
  •  выявляет взаимосвязи между ними;
  • определяет принципы организации целого;
  •  видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводит различие между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.
  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;
  • составляет схемы задачи.
  • оценивает логику построения письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

 

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

 

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

 

 

 

Задание 2. Разработайте задания по 6 уровням Блума по любой теме любого предмета, используя данную таблицу:

 

 

Познавательный процесс

Глаголы для разработки заданий

Примеры заданий

Знание             Помнить – извлекать информацию из памяти

Воспроизведение

        назовите;

        повторите;

        напишите формулу…;

        перечислите…;

        в каком году…;

        воспроизведите…  

  1. Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
  2. Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

        инсценируйте;

         где происходило…

        вспомните,

         выберите, 

        констатируйте, 

        представьте, 

        извлеките

        измерьте

        подчеркните….

  1. Вспомнить формулу.
  2. Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание      Понимать – выявлять сущность

Интерпретация

        закончите фразу;

        что узнали;

        объясните;

        выполните по аналогии;

        преобразуйте;

        объясните взаимосвязь.

1.Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.

2.Нарисуйте процесс пищеварения.

Приведение примеров

       уточните,

       сопоставьте,

       преобразуйте,

       проведите различия,

       проиллюстрируйте,

       переведите на другой язык…

1.Изобразите параллелограмм.

2.Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

       классифицируйте, 

       выявите  различия,

       распознайте,

       обсудите,

        укажите…

1.Назовите четные и нечетные числа.

2.Сгруппируйте животных по видам.

Объяснение

Умозаключение

       интерпретируйте,

       систематизируйте,

       изложите своими словами,

       спрогнозируйте

       распознайте,

       опишите,

       переформулируйте,

       сделайте (критический) обзор…

1.Докажите  значимость правила выполнения порядка действий.

2.Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение     Применять – использовать на практике в других ситуациях

Исполнение

        проверьте предположение;

        докажите, что…;

        выскажите мнение о …;

        выскажите гипотезу;

        объясните цель применения;

1.Добавьте в столбик двузначные числа.

2. Выполните задание.

Применение

       продемонстрируйте,

       измените,

       подготовьте, 

       составьте,

       подтвердите….

1.Проведите эксперимент.

2. Составьте задачу.

Анализ     Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым.

Дифференциация

        что является следствием;

        сравните;

        проанализируйте причины;

         выведите формулу…

1.Сравните  и сделайте вывод.

2.Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

Организация

       изобразите  схематически, 

       рассмотрите, соотнесите и  выделите,

       проведите эксперимент,

       проверьте гипотезу,

       задайте   вопрос ….

  1. Постройте модель части речи.
  2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

Синтез                Создать новое  – объединить элементы в целое

Генерация

        составьте из элементов;

        систематизируйте;

        напишите творческое сочинение;

        предложите план эксперимента;

        найдите альтернативу;

        предложите алгоритм;

       каковы возможные объяснения…

  1. Предложите пути решения  проблемы.
  2. Предложите альтернативу.

Планирование

       аргументируйте,

       систематизируйте,

       реконструируйте,

       предложите,

       изобретите….

  1. Разработайте план исследования.
  2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации

Оценка             Создать  суждения, основанные на критериях и эталонах

Проверка

       аргументируйте

       примите  решение,

       составьте мнение,

       рекомендуйте,

       разрешите (проблему

  1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.
  2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

       произведите оценку,

       спрогнозируйте,

       дайте  оценку,

       разработайте и выберите  критерии,

       защитите точку зрения….

1.Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

2.Разработайте критерии оценки и оцените проект.

 

 

 

Задание 3. Проверьте себя, освоен ли способ проектирования учебных заданий по таксономии Блума:
Знание
1. Назовите способы выражения целей образования на практике?
2. Уточните, в чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
3. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
4. Вспомните, чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 – 6.
Понимание
1. Объясните взаимосвязь в управлении процессом формирования интеллектуальных умений и рефлексии?
2. Что узнали о таксономии Блума?

Применение
1. Разработайте задание 1и 2 уровня к любой теме учебного предмета.
2. Разработайте задание 3 уровня и выскажите мнение о способе его составления.

Анализ
1. Что является следствием использования таксономии Блума?
2. Проанализируйте причины использования таксономии Блума в педагогической практике.

Синтез
1. Обобщите способ проектирования учебного задания на анализ.
2. Предложите план обучения учителя способу проектирования учебных заданий по таксономии Блума.

Оценка
1. Дайте оценку своему способу проектирования учебных заданий на основе таксономии Блума.
2. Спрогнозируйте, что сформируется у учащихся при выполнении заданий по таксономии Блума.

 

Комментарии   

 
0 #74 Ronaldrep 13.02.2018 02:02
Привлекаем целевых посетителей
Раскрутка web сайтов

регистрация сайта в каталогах, прогон сайта по каталогам, рост тиц, ускорение индексации страниц, продвижение по низкочастотным запросам


*w
Цитировать
 
 
0 #73 RonaldJaw 12.02.2018 21:25
Охотно принимаю. Вопрос интересен, я тоже приму участие в обсуждении. Я знаю, что вместе мы сможем прийти к правильному ответу.


------
квест игры скачать бесплатно на русском языке | https://torrentgamer.net
Цитировать
 
 
0 #72 Richardaloda 12.02.2018 21:12
Возможен и другой вариант


------
купить попугая москва | https://bird1.ru/
Цитировать
 
 
0 #71 Donnareape 11.02.2018 07:11
http://tebe-nado.ru - клуб интернет шопинга
Цитировать
 
 
0 #70 Michaelled 09.02.2018 01:05
всегда пжалста....


------
тепловые насосы для отопления | http://repair-kits.ru/
Цитировать
 
 
0 #69 HenryRam 09.02.2018 00:55
На мой взгляд, это интересный вопрос, буду принимать участие в обсуждении. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу.


------
интерьер загородного дома | http://studnb.ru/
Цитировать
 
 
0 #68 LarryCat 09.02.2018 00:51
тупа пад сталом!!!!


-----
разновидности керамического кирпича | http://stroy-firma.su/
Цитировать
 
 
0 #67 Mickeyapeds 09.02.2018 00:46
Зачёт и ниипёт!


------
скандинавский стиль в интерьере | http://novostroyka.biz/
Цитировать
 
 
0 #66 Jamesrounk 06.02.2018 22:13
Браво, эта замечательная фраза придется как раз кстати


--------

новости мурманска сегодня тв | https://cod51.ru/
Цитировать
 
 
0 #65 Timothymah 06.02.2018 22:07
Конечно. Это было и со мной. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.


-------
погода чебоксары на 14 | https://cod21.ru/
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25