Проектирование учебных заданий в соответствии с таксономией Блума

Модератор - Серёменко Надежда Порфирьевна, главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития

 

Педагогическая мастерская в пространстве организации деятельности по проектированию учебного занятия на компетентностной основе предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на основе знания этого материала будут проектировать учебные задания по таксономии Блума. Разработанные учебные задания будут рецензироваться и включаться в ресурсный банк.

 

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1. Какими способами выражаются цели образования на практике?
2. Какой способ соответствует компетентностному образованию?
3. В чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
4. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
5. Чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 - 6?
Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания.
Образовательные цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса.
Потребности в обучении – знания, навыки и отношения, требуемые для адекватного индивидуального и социального развития.
Образовательные принципы – философские основы, направляющие выбор методов и процедур достижения образовательных целей.
Образовательные стратегии – конкретные способы достижения образовательных целей с учетом различных альтернативных путей.
Таксономия Блума – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.
Первая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в когнитивной сфере, разработана и опубликована в 1956 г. под руководством Б. Блума; обновленная версия таксономии была выпущена Л. Андерсон и Д. Кратволем в 2001 г. В соответствии с обновленной версией, иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности).

blum


Рис. 1 Образовательные цели в когнитивной сфере
В педагогической практике цели образования выражаются разными способами.
1. В традиционном понимании представляется характеристика одной или многих целей без применения какой-либо классификации.

2. Описательная классификация - более систематический способ представления целей. Она включает сопоставление целей, ориентацию в том, на что должна быть направлена эта деятельность, но не дает цельной системы соотношения для измерения её результатов.

3. Третий способ на разработке отдельных положений целей обучения и ориентирован на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически, функционально с учетом конечных результатов.

Особую известность в мире получила таксономия, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума. В процессе приобретения знаний таксономия Б.С.Блума выделяет шесть уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процесс. К таксономическим категориям относятся следующие: знания (информация); понимание; применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых целей. Прослеживая их отбор, можно утверждать, что создатели таксономии старались охватить как можно точнее и полнее все категории интеллектуальной деятельности.

 

 

Таксономия педагогических целей в познавательном процессе

 

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

  •  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
  •  объясняет факты, правила, принципы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;

2. Понимание

Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях.
  •  вычленяет части целого;
  •  выявляет взаимосвязи между ними;
  • определяет принципы организации целого;
  •  видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводит различие между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.
  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;
  • составляет схемы задачи.
  • оценивает логику построения письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

 

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

 

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

 

 

 

Задание 2. Разработайте задания по 6 уровням Блума по любой теме любого предмета, используя данную таблицу:

 

 

Познавательный процесс

Глаголы для разработки заданий

Примеры заданий

Знание             Помнить – извлекать информацию из памяти

Воспроизведение

        назовите;

        повторите;

        напишите формулу…;

        перечислите…;

        в каком году…;

        воспроизведите…  

  1. Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
  2. Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

        инсценируйте;

         где происходило…

        вспомните,

         выберите, 

        констатируйте, 

        представьте, 

        извлеките

        измерьте

        подчеркните….

  1. Вспомнить формулу.
  2. Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание      Понимать – выявлять сущность

Интерпретация

        закончите фразу;

        что узнали;

        объясните;

        выполните по аналогии;

        преобразуйте;

        объясните взаимосвязь.

1.Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.

2.Нарисуйте процесс пищеварения.

Приведение примеров

       уточните,

       сопоставьте,

       преобразуйте,

       проведите различия,

       проиллюстрируйте,

       переведите на другой язык…

1.Изобразите параллелограмм.

2.Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

       классифицируйте, 

       выявите  различия,

       распознайте,

       обсудите,

        укажите…

1.Назовите четные и нечетные числа.

2.Сгруппируйте животных по видам.

Объяснение

Умозаключение

       интерпретируйте,

       систематизируйте,

       изложите своими словами,

       спрогнозируйте

       распознайте,

       опишите,

       переформулируйте,

       сделайте (критический) обзор…

1.Докажите  значимость правила выполнения порядка действий.

2.Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение     Применять – использовать на практике в других ситуациях

Исполнение

        проверьте предположение;

        докажите, что…;

        выскажите мнение о …;

        выскажите гипотезу;

        объясните цель применения;

1.Добавьте в столбик двузначные числа.

2. Выполните задание.

Применение

       продемонстрируйте,

       измените,

       подготовьте, 

       составьте,

       подтвердите….

1.Проведите эксперимент.

2. Составьте задачу.

Анализ     Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым.

Дифференциация

        что является следствием;

        сравните;

        проанализируйте причины;

         выведите формулу…

1.Сравните  и сделайте вывод.

2.Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

Организация

       изобразите  схематически, 

       рассмотрите, соотнесите и  выделите,

       проведите эксперимент,

       проверьте гипотезу,

       задайте   вопрос ….

  1. Постройте модель части речи.
  2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

Синтез                Создать новое  – объединить элементы в целое

Генерация

        составьте из элементов;

        систематизируйте;

        напишите творческое сочинение;

        предложите план эксперимента;

        найдите альтернативу;

        предложите алгоритм;

       каковы возможные объяснения…

  1. Предложите пути решения  проблемы.
  2. Предложите альтернативу.

Планирование

       аргументируйте,

       систематизируйте,

       реконструируйте,

       предложите,

       изобретите….

  1. Разработайте план исследования.
  2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации

Оценка             Создать  суждения, основанные на критериях и эталонах

Проверка

       аргументируйте

       примите  решение,

       составьте мнение,

       рекомендуйте,

       разрешите (проблему

  1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.
  2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

       произведите оценку,

       спрогнозируйте,

       дайте  оценку,

       разработайте и выберите  критерии,

       защитите точку зрения….

1.Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

2.Разработайте критерии оценки и оцените проект.

 

 

 

Задание 3. Проверьте себя, освоен ли способ проектирования учебных заданий по таксономии Блума:
Знание
1. Назовите способы выражения целей образования на практике?
2. Уточните, в чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
3. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
4. Вспомните, чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 – 6.
Понимание
1. Объясните взаимосвязь в управлении процессом формирования интеллектуальных умений и рефлексии?
2. Что узнали о таксономии Блума?

Применение
1. Разработайте задание 1и 2 уровня к любой теме учебного предмета.
2. Разработайте задание 3 уровня и выскажите мнение о способе его составления.

Анализ
1. Что является следствием использования таксономии Блума?
2. Проанализируйте причины использования таксономии Блума в педагогической практике.

Синтез
1. Обобщите способ проектирования учебного задания на анализ.
2. Предложите план обучения учителя способу проектирования учебных заданий по таксономии Блума.

Оценка
1. Дайте оценку своему способу проектирования учебных заданий на основе таксономии Блума.
2. Спрогнозируйте, что сформируется у учащихся при выполнении заданий по таксономии Блума.

 

Комментарии   

 
0 #142 Ryan 14.08.2018 04:51
Once you may use the services of web sites where sports
betting is conducted, maybe you have find to get have
in mind the topic, 'sportwetten bonus. Great players are unpredictable in this
manner, which is often a sizable risk and reward strategy.
Few companies ensure that it stays well within USD$100 as the limit are
vastly different for others as worst part occurs when you've was able to hit the bull's eyes
of an jackpot that's of an very good amount but as you are playing inside group of "no deposit casino bonus", you do not
qualify for your entire winning amount nevertheless,
you are able to enjoy only a percentage of it.

Here is my web blog :: 카지노사이트: https://casino-site.nowheart.com
Цитировать
 
 
0 #141 Jenny 12.08.2018 02:20
The websites that have been permitted conduct the games integrate casino security system.
You won't need to panic about unmanageable dealing when pitching Copag.
We think the action deserves a square square plastic card game, isn't
it.

my web blog ... 안전놀이터: https://7elm5.com/totosite
Цитировать
 
 
0 #140 Mason 11.08.2018 09:07
Thіs info is wߋrth everyone's attention. Wһerе can I find out more?


Look into my bloց post :: aloх foldeknive (Art: https://amino.dk/bizz/nyttigbras_vjohn_hansen8462/vare/victorinox_lommeknive)
Цитировать
 
 
0 #139 Toney 10.08.2018 21:41
Hi. I see that you don't update your page too often. I know that writing
content is time consuming and boring. But did you know that there is a tool that allows you
to create new articles using existing content (from article directories or other pages from your
niche)? And it does it very well. The new posts are unique and pass the
copyscape test. You should try miftolo's tools

my site - DixieJuicy: https://LucieBad.wix.com
Цитировать
 
 
0 #138 Henrygaf 08.08.2018 10:51
Привет всем участникам форума! Класный у вас сайт!
Что думаете по этим новостям?:
http://enewz.ru/news/5232-liviya-ugrozhaet-unichtozhit-tanker-kotoryy-boeviki-napolnyayut-neftyu.html Ливия угрожает уничтожить танкер, который боевики наполняют нефтью
http://enewz.ru/news/17435-rossiyskie-sapery-vydvinulis-v-palmiru-pod-prikrytiem-vertoletov.html
http://enewz.ru/news/10719-azarov-v-ukraine-bylo-stolko-vooruzheniy-chto-mozhno-bylo-20-let-so-vsey-evropoy-voevat.html
Ещё много интересного по теме нашел тут:
Цитировать
 
 
0 #137 KevinClord 07.08.2018 04:57
Привет всем!
Нашел интересные новости на этом сайте: http://anubi.ru :
http://anubi.ru/foto-prikoly-interesnoe/5377-luchshaya-fotovystavka-o-rossii.html Лучшая фотовыставка о России
http://anubi.ru/foto-prikoly-interesnoe/5482-ohrana-floyda-meyvezera.html Охрана Флойда Мейвезера
http://anubi.ru/foto-prikoly-interesnoe/5611-vnuchka-iosifa-stalina-udivila-svoimi-foto.html
Цитировать
 
 
0 #136 Warren 07.08.2018 00:57
On every full house win, you here can grab the jackpot associated with
it. Therefore, perhaps the bonds of best casino online with wagering
requirements. Chance is naturally, a game of
randomness as well as deceitful order, but, in the end, the final results which a random list of numbers can generate will tend to have a set of rules.



My page - 코리아카지노: https://our-korea-casino.nowheart.com
Цитировать
 
 
0 #135 Patrick 06.08.2018 15:09
On game 2 in the NBA Western Conference Finals,
the Frenchman Tony Parker finished the evening with
34 points, 8 assists and 3 rebounds. Ideally, payout percentages for online casinos needs to be above 98 percent,
and practically all the major ones are. It is currently offering a welcome bonus as high as 500 without having deposit needed.


My site; 바카라: https://wooricasino777.com/bbs/board.php?bo_table=baccarat
Цитировать
 
 
0 #134 MorrisSperm 06.08.2018 00:52
Привет всем! Класный у вас сайт!
Что думаете по этим новостям?:
http://firstnewz.ru/news/14508-v-chem-sekrety-boevoy-raboty-sverhskorostnyh-vertoletov.html В чем секреты боевой работы сверхскоростных вертолетов?
http://firstnewz.ru/news/5419-parametry-nalogovogo-manevra-v-neftyanoy-otrasli-rf-budut-zaviset-ot-resheniy-ees.html
http://firstnewz.ru/news/10342-pushkov-ot-uhoda-rossii-iz-pase-proigrala-ukraina.html
новости украины когда закончится война http://firstnewz.ru/
Цитировать
 
 
0 #133 EROFrulley 05.08.2018 11:13
Visitors to room can find many questionnaires woman of any age and nationality performing body to body massage in the city Manhattan.

Women are able not only to give pleasure in this way, but also to the strong semi-gentlemen. Masseuses perform japanese a massage that will produce a male a vivid impression.
Prices for tantric massage depends on qualification Women and the skills that she possesses. Before making a choice, carefully study the prices for services and customer feedback about the work of one or another masseur specialist. We are sure that the search for a real professional masseur will be crowned with success and you will be satisfied with the quality of our services. Specialists are skilled workers in their field and they will help you relax after a hard day.


Massage room Downtown. : massage with essential oils
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация