Проектирование учебных заданий в соответствии с таксономией Блума

Модератор - Серёменко Надежда Порфирьевна, главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития

 

Педагогическая мастерская в пространстве организации деятельности по проектированию учебного занятия на компетентностной основе предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на основе знания этого материала будут проектировать учебные задания по таксономии Блума. Разработанные учебные задания будут рецензироваться и включаться в ресурсный банк.

 

Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
1. Какими способами выражаются цели образования на практике?
2. Какой способ соответствует компетентностному образованию?
3. В чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
4. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
5. Чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 - 6?
Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания.
Образовательные цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса.
Потребности в обучении – знания, навыки и отношения, требуемые для адекватного индивидуального и социального развития.
Образовательные принципы – философские основы, направляющие выбор методов и процедур достижения образовательных целей.
Образовательные стратегии – конкретные способы достижения образовательных целей с учетом различных альтернативных путей.
Таксономия Блума – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.
Первая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в когнитивной сфере, разработана и опубликована в 1956 г. под руководством Б. Блума; обновленная версия таксономии была выпущена Л. Андерсон и Д. Кратволем в 2001 г. В соответствии с обновленной версией, иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности).

blum


Рис. 1 Образовательные цели в когнитивной сфере
В педагогической практике цели образования выражаются разными способами.
1. В традиционном понимании представляется характеристика одной или многих целей без применения какой-либо классификации.

2. Описательная классификация - более систематический способ представления целей. Она включает сопоставление целей, ориентацию в том, на что должна быть направлена эта деятельность, но не дает цельной системы соотношения для измерения её результатов.

3. Третий способ на разработке отдельных положений целей обучения и ориентирован на комплексный разбор целей обучения. По этому принципу отдельные положения могут быть измерены. Эти позиции обрабатываются генетически, функционально с учетом конечных результатов.

Особую известность в мире получила таксономия, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С. Блума. В процессе приобретения знаний таксономия Б.С.Блума выделяет шесть уровней, на которых осуществляются отдельные познавательные процесс. К таксономическим категориям относятся следующие: знания (информация); понимание; применение; анализ; синтез; оценка материалов и методов с учетом принятых целей. Прослеживая их отбор, можно утверждать, что создатели таксономии старались охватить как можно точнее и полнее все категории интеллектуальной деятельности.

 

 

Таксономия педагогических целей в познавательном процессе

 

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

  •  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
  •  объясняет факты, правила, принципы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;

2. Понимание

Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях.
  •  вычленяет части целого;
  •  выявляет взаимосвязи между ними;
  • определяет принципы организации целого;
  •  видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводит различие между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных.
  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;
  • составляет схемы задачи.
  • оценивает логику построения письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

 

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

 

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

 

 

 

Задание 2. Разработайте задания по 6 уровням Блума по любой теме любого предмета, используя данную таблицу:

 

 

Познавательный процесс

Глаголы для разработки заданий

Примеры заданий

Знание             Помнить – извлекать информацию из памяти

Воспроизведение

        назовите;

        повторите;

        напишите формулу…;

        перечислите…;

        в каком году…;

        воспроизведите…  

  1. Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.
  2. Назвать фамилии ученых.

Припоминание, узнавание

        инсценируйте;

         где происходило…

        вспомните,

         выберите, 

        констатируйте, 

        представьте, 

        извлеките

        измерьте

        подчеркните….

  1. Вспомнить формулу.
  2. Найди предмет, напоминающий прямоугольник.

Понимание      Понимать – выявлять сущность

Интерпретация

        закончите фразу;

        что узнали;

        объясните;

        выполните по аналогии;

        преобразуйте;

        объясните взаимосвязь.

1.Представьте задачу в виде алгебраического уравнения.

2.Нарисуйте процесс пищеварения.

Приведение примеров

       уточните,

       сопоставьте,

       преобразуйте,

       проведите различия,

       проиллюстрируйте,

       переведите на другой язык…

1.Изобразите параллелограмм.

2.Назовите млекопитающего, который живет в нашей области.

Классификация

Сравнение

       классифицируйте, 

       выявите  различия,

       распознайте,

       обсудите,

        укажите…

1.Назовите четные и нечетные числа.

2.Сгруппируйте животных по видам.

Объяснение

Умозаключение

       интерпретируйте,

       систематизируйте,

       изложите своими словами,

       спрогнозируйте

       распознайте,

       опишите,

       переформулируйте,

       сделайте (критический) обзор…

1.Докажите  значимость правила выполнения порядка действий.

2.Прочитайте отрывок и сделайте вывод.

Применение     Применять – использовать на практике в других ситуациях

Исполнение

        проверьте предположение;

        докажите, что…;

        выскажите мнение о …;

        выскажите гипотезу;

        объясните цель применения;

1.Добавьте в столбик двузначные числа.

2. Выполните задание.

Применение

       продемонстрируйте,

       измените,

       подготовьте, 

       составьте,

       подтвердите….

1.Проведите эксперимент.

2. Составьте задачу.

Анализ     Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым.

Дифференциация

        что является следствием;

        сравните;

        проанализируйте причины;

         выведите формулу…

1.Сравните  и сделайте вывод.

2.Проанализируйте причины реформы и сделайте вывод.

Организация

       изобразите  схематически, 

       рассмотрите, соотнесите и  выделите,

       проведите эксперимент,

       проверьте гипотезу,

       задайте   вопрос ….

  1. Постройте модель части речи.
  2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи.

Синтез                Создать новое  – объединить элементы в целое

Генерация

        составьте из элементов;

        систематизируйте;

        напишите творческое сочинение;

        предложите план эксперимента;

        найдите альтернативу;

        предложите алгоритм;

       каковы возможные объяснения…

  1. Предложите пути решения  проблемы.
  2. Предложите альтернативу.

Планирование

       аргументируйте,

       систематизируйте,

       реконструируйте,

       предложите,

       изобретите….

  1. Разработайте план исследования.
  2. Создайте план для разработки мультимедийной презентации

Оценка             Создать  суждения, основанные на критериях и эталонах

Проверка

       аргументируйте

       примите  решение,

       составьте мнение,

       рекомендуйте,

       разрешите (проблему

  1. Проанализируйте план эксперимента и дайте оценку.
  2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы.

Критичность

       произведите оценку,

       спрогнозируйте,

       дайте  оценку,

       разработайте и выберите  критерии,

       защитите точку зрения….

1.Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону.

2.Разработайте критерии оценки и оцените проект.

 

 

 

Задание 3. Проверьте себя, освоен ли способ проектирования учебных заданий по таксономии Блума:
Знание
1. Назовите способы выражения целей образования на практике?
2. Уточните, в чем выражаются уровни учебных целей в таксономии Блума?
3. Почему таксономия Блума выражает цели по всем категориям интеллектуальной деятельности, докажите.
4. Вспомните, чем отличаются уровни с 1 - 3 и с 4 – 6.
Понимание
1. Объясните взаимосвязь в управлении процессом формирования интеллектуальных умений и рефлексии?
2. Что узнали о таксономии Блума?

Применение
1. Разработайте задание 1и 2 уровня к любой теме учебного предмета.
2. Разработайте задание 3 уровня и выскажите мнение о способе его составления.

Анализ
1. Что является следствием использования таксономии Блума?
2. Проанализируйте причины использования таксономии Блума в педагогической практике.

Синтез
1. Обобщите способ проектирования учебного задания на анализ.
2. Предложите план обучения учителя способу проектирования учебных заданий по таксономии Блума.

Оценка
1. Дайте оценку своему способу проектирования учебных заданий на основе таксономии Блума.
2. Спрогнозируйте, что сформируется у учащихся при выполнении заданий по таксономии Блума.

 

Комментарии   

 
0 #167 Jamesovele 19.05.2018 10:11
Новости туризма тут zimnij-turizm.r u: http://zimnij-turizm.ru/
Цитировать
 
 
0 #166 Richardjeoro 18.05.2018 19:14
Последние мировые новости здесь www.planetoday.ru: http://www.planetoday.ru/
Цитировать
 
 
0 #165 Kevinpsymn 17.05.2018 17:43
when can i take another cialis viagra vs cialis generic cialis at walmart tadalafil 20mg: http://jkrtndghuunb.com/#
http://jkrtndghuunb.com/
Цитировать
 
 
0 #164 isttaanLep 17.05.2018 17:07
pierwszy porn prostytutki

http://sisman.seksaldatma.xyz/

asian series xxx

free nude photo principal victoria
Цитировать
 
 
0 #163 BruceHal 17.05.2018 15:42
Новости строительного мира тут stportal.ru: http://stportal.ru/
Цитировать
 
 
0 #162 Jefferyvinia 17.05.2018 06:55
Последнии новости армении читайте на сайте hayastannews.co m: http://hayastannews.com
Цитировать
 
 
0 #161 isttaanLep 17.05.2018 01:07
free japan porn video

http://seks69.ciplakgotsikis.space/

bubba sparxxx ugly

nude women asian
Цитировать
 
 
0 #160 Susangag 16.05.2018 23:29
slot game
online casino slots
online gambling casino
casino games
Цитировать
 
 
0 #159 DennisDralm 16.05.2018 04:48
Если вы хотите выучить иностранный язык в совершенстве, начинайте в самом раннем детстве. Ученые определили возрастной порог, до которого это сделать проще, передает BBC. Читайте об этом подробнее на сайте s-narodom.ru
Цитировать
 
 
0 #158 JeffreyLuh 15.05.2018 19:53
Все знают, что натуральные природные материалы имеют массу преимуществ, среди которых экологичность, невероятный дизайн, прочность и долговечность, подробнее читайте на сайте dumainfo.ru
Цитировать
 
 
0 #157 Billylox 15.05.2018 15:53
Новости народной медицины здесь medata.org
Цитировать
 
 
0 #156 isttaanLep 15.05.2018 01:02
free porn movie and mmf

http://sikisgalerisi.space/

fuck older woman xxx

adult flash game naked nude
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/orleu-pvl.kz/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25