«Проектирование учебных заданий по формированию умений функционального чтения»

Модератор – Серёменко Надежда Порфирьевна,
главный специалист отдела инновационного развития
Педагогическая мастерская в пространстве организации деятельности по проектированию учебных заданий для формирования умений функционального чтения предполагает, что в самостоятельной деятельности учителя освоят необходимый теоретический материал, и на основе знания этого материала будут проектировать учебные задания по формированию умений функционального чтения. Разработанные учебные задания будут рецензироваться и включаться в ресурсный банк для издания сборника.


Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1. Что понимается под грамотностью чтения?
2. Какие признаки определяют сущность грамотности чтения?
3. Что подразумевают под понятием «письменный текст»?
4. На какие виды делятся письменные тексты?
5. К какому виду текста относится инструкция?
6. К какому виду текста относится диаграмма?
7. Определите умения «грамотности чтения».
8. Что предполагает выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла?
9. Какие умения необходимы для оценки рефлексии на содержание текста?
10. Назовите умения для рефлексии и оценки сплошных текстов.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Под грамотностью чтения в исследованиях PISA предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями). Визуальные изображения (визуальные тексты) могут быть предложены и отдельно, самостоятельно.
Приведем в кратком виде общую классификацию текстов, принятую в исследовании PISA за основу.
Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты. При разработке заданий использовались не все разновидности несплошных текстов.
Умения «грамотности чтения»
В исследовании PISA оценивались умения, овладение которыми свидетельствовало о полном понимании текста:
• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
• нахождение информации;
• интерпретация текста;
• рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла включало определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого предлагались задания: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
Задания, направленные на выявление общего понимания текста, предлагали также
обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы).
Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагалось сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Для оценки рефлексии на содержание текста было необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевал достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся.
Для оценки рефлексии на форму текста было важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений.
Для выполнения заданий учащийся должен был владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.
Задания, оценивающие осмысление формы текста, предусматривали способность к критическому анализу, оценке адекватности изображенного замыслу автора или соответствия текста его назначению, способность дать стилистический комментарий.
Описание уровней грамотности чтения
В следующей таблице приведена обобщенная содержательная схема уровней грамотности чтения. Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Схема уровней грамотности чтения

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

5-й уровень (высокий)

Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией

Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей

Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена.

 Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски

4-й уровень

Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте

Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов

Сплошные тексты: 

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата

3-й уровень

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией

Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы.

2-й уровень

Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией

Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы.

1-й уровень

Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию

Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна

Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями

Сплошные тексты:определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.

 

Задание 2. Составьте задание по образцу, в котором проверяется умение оценки и рефлексии на содержание текста (3 уровень). Для этого подберите подобный текст и составьте вопросы по образцу.
ПЕЧЕНЬЕ

Девушка ждала поезд на Центральном вокзале. Она решила купить книгу, чтобы скоротать время. Вместе с книгой она купила пачку печенья. Затем, она нашла свободное место в зале ожидания, где можно было спокойно посидеть и почитать.
Пачка печенья оказалась на сиденье между ней и мужчиной, читавшим газету. Когда она взяла одно печенье, мужчина тоже взял одно. Она была поражена, но ничего не сказала и продолжила читать книгу. Про себя же она подумала «Не могу поверить! Будь я смелее, обязательно что-нибудь сказала бы».
Всякий раз, когда она доставала печенье, мужчина делал то же самое. Так продолжалось до тех пор, пока в пачке осталось только одно печенье. Девушка решила подождать и посмотреть, как же поступит мужчина. А он взял последнее печенье, разломал его пополам и дал ей одну половинку.
Пораженная, она швырнула книгу в сумку и устремилась прочь. Она села в другом углу зала, чтобы успокоиться. Когда гнев прошел, она полезла в сумку за книгой. И только тогда увидела, что на дне сумки лежала ее собственная нераспечатанная пачка печенья.
Используйте рассказ «Печенье», приведенный выше, для ответа на следующие вопросы:
Вопрос 1.
Что делала девушка в начале рассказа?
A. Она ждала поезд на вокзале.
B. Она собиралась покинуть вокзал.
C. Она разговаривала с мужчиной на вокзале.
D. Она покупала газету на вокзале.
Вопрос 2.
В середине рассказа девушка подумала «Не могу поверить!»
Чему не может поверить девушка?
Вопрос 3.
Представьте себе, что девушка и мужчина, о которых идет речь в рассказе, снова встретились через несколько минут после того, как рассказ закончился.
Что девушка могла бы сказать мужчине?
Задание 3. Составьте задание по образцу, в котором проверяется умение интерпретировать текст (4 уровень). Для этого подберите подобный текст и составьте вопросы по образцу.

Задание для проверки функционального чтения PIRLS
Невероятная ночь.
Франц Хохлер
Ане было уже десять лет, и, даже не проснувшись до конца, она могла пройти из своей комнаты в ванную. Дверь её комнаты обычно была приоткрыта, а света ночной лампы в коридоре хватало, чтобы, минуя столик с телефоном,
дойти до ванной.
Однажды ночью, когда Аня проходила мимо столика с телефоном по пути в ванную, она услышала что-то похожее на тихое шипение. Но в полусонном состоянии она не обратила на шипение никакого внимания. В любом случае, этот звук доносился издалека. Только на обратном пути в спальню она поняла, откуда он раздавался. Под телефонным столиком лежала большая кипа старых газет и журналов, и эта кипа начала двигаться. Именно оттуда раздавалось шипение. Внезапно кипа начала разваливаться – вправо, влево, вперёд, назад – журналы и газеты разлетелись по всему полу. Аня не поверила своим глазам, когда увидела, как, ворча и фыркая, из-под столика с телефоном показался крокодил.
Аня застыла на месте. Её глаза стали большими как блюдца – она увидела, как крокодил полностью вылез из-под газет и начал медленно оглядываться по сторонам. Казалось, он только что вылез из реки, так как с его туловища стекала вода. Куда бы ни ступал крокодил, ковёр под ним тут же становился мокрым. Крокодил вращал головой, издавая громкое шипение.
У Ани перехватило дыхание, когда она увидела его пасть с длинным рядом ужасных зубов. Крокодил медленно двигал хвостом вверх и вниз. Аня читала в журнале про животных, что так крокодил бьёт по воде хвостом, когда преследует добычу или атакует своих врагов.
Её взгляд упал на последний номер журнала про животных, который вывалился из кипы и лежал у её ног. Её снова затрясло. На обложке журнала прежде был изображён большой крокодил на речном берегу. Теперь берег реки был пуст!
Аня нагнулась и подняла журнал. В этот момент крокодил так сильно ударил хвостом, что разбил большую вазу с подсолнухами, стоявшую на полу, и подсолнухи разлетелись во все стороны. Одним прыжком Аня оказалась в своей комнате.
Она захлопнула дверь, ухватилась за свою кровать и придвинула её к двери. Так она построила баррикаду, которая должна была защитить её от крокодила, и после этого облегчённо вздохнула. Но затем она задумалась. Что, если крокодил просто голоден? Может, для того чтобы заставить крокодила уйти, ему надо дать что-нибудь съесть?
Аня посмотрела ещё раз на журнал про животных. Если крокодил смог выползти из картинки, то, может быть, и другие животные могут сделать это? Аня быстро пролистала журнал и остановилась на фотографии фламинго на болоте в джунглях.
«Это то, что нужно», – подумала она. Фламинго выглядели как именинный пирог для крокодила.
Внезапно раздался громкий треск – это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери.
Аня быстро приставила картинку с фламинго к дыре в двери и закричала во весь голос: «Прочь с болота! Кыш! Кыш!» Потом через дыру она бросила журнал в коридор, хлопнула в ладоши и пронзительно закричала.
Она с трудом поверила в то, что затем произошло. Внезапно весь коридор заполнился фламинго, которые кричали, хлопали крыльями и бегали повсюду на своих длинных, тощих ногах. Аня увидела одну птицу с подсолнухом в клюве и заметила, что другая стаскивала мамину шляпу с крючка. Она также увидела, как один фламинго исчез в пасти крокодила. Два раза щёлкнув челюстями, крокодил быстро проглотил его и тут же схватил другого, того, что был с подсолнухом в клюве. По-видимому, крокодилу хватило двух фламинго, и он довольный улегся посередине коридора. Когда он прикрыл глаза и более не двигался, Аня тихо открыла свою дверь и проскользнула в коридор. Она положила журнал с пустой обложкой перед самым носом крокодила. «Пожалуйста, – прошептала она, – пожалуйста, возвращайся обратно домой». Затем она прокралась обратно в свою спальню, посмотрела через дыру в двери и увидела, что крокодил вернулся на обложку журнала. После этого Аня осторожно прошла в гостиную, где фламинго толпились вокруг софы, стояли на телевизоре. Она открыла журнал на странице с пустой картинкой. «Спасибо вам, – сказала она, – большое вам спасибо. Теперь вы можете вернуться на ваше болото».
Утром ей было очень трудно объяснить родителям, откуда взялось громадное мокрое пятно на полу и почему разбита дверь. Они так и не поверили в историю с крокодилом, даже, несмотря на то, что мамина шляпка бесследно исчезла.

Вопросы: Невероятная ночь
1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?
А. Стопка газет начала двигаться.
Б. Аня увидела обложку журнала.
В. Дверь в её комнату была сломана.
Г. Аня услышала тихое шипение.
2. Откуда появился крокодил?
А. Из ванной.
Б. С обложки журнала.
В. Из-под кровати.
Г. Из ближайшей реки.
3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?
А. «застыла на месте».
Б. «не поверила своим глазам».
В. «облегчённо вздохнула».
Г. «похожее на тихое шипение».
4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать?
А. Он показал длинный ряд зубов.
Б. Он издал громкое шипение.
В. Он начал ворчать и фыркать.
Г. Он двигал хвостом вверх и вниз.
5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они
произошли в рассказе.
Номер 1 уже поставлен.
_____ Аня увидела крокодила.
_____ Крокодил съел двух фламинго.
_____ Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь.
___1_ Аня пошла в ванную комнату.
_____ Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.
6. Для чего Аня позвала фламинго?
_______________________________________________
_______________________________________________
7. Как была сломана дверь в спальню?
А. Крокодил хвостом пробил дверь.
Б. Большая ваза разбилась о дверь.
В. Фламинго острым клювом ударил в дверь.
Г. Кровать ударилась в дверь.
8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера.
1._____________________________________________
_______________________________________________
2._____________________________________________
________________________________________________
9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?
А. Чувство вины.
Б. Настороженность.
В. Благодарность.
Г. Раздражение.
10. Напиши одно из последствий происшествия, которое
Ане трудно было объяснить своим родителям.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
11. По поступкам Аня ты узнал, какой у неё характер.
Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или нет. Приведи одно свидетельство того, что это мог быть сон.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Приведи одно свидетельство того, что это мог быть не сон.
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________

Комментарии   

 
0 #2 Haley 02.02.2018 15:13
I enjoy what you guys tend to be up too. This type of
clever work and coverage! Keep up the amazing works guys I've added you guys to
blogroll.

Feel free to surf to my blog: Johny Jackson: http://bit.ly/2EWLfYx
Цитировать
 
 
0 #1 Milo 14.01.2018 02:17
What's up, just wanted to mention, I liked this article.
It was inspiring. Keep on posting!

Also visit my webpage: Johny Jackson: http://bit.ly/2EWLfYx
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Фотогалерея


Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25

Warning: Creating default object from empty value in /var/www/vhosts/v-18948.webspace/www/so.orleupvl.kz/modules/mod_sp_simple_gallery/helper.php on line 25